Мы рады приветствовать всех, кто интересуется жизнью нашего детского сада!

Отчет о ходе реализации программы развития

 

«Становление качества жизни дошкольников

в условиях реализации педагогики оздоровления»

Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры-система мер управления образованием, которая опирается на долгосрочные приоритеты и направлена на развитие интеллектуального и кадрового потенциала, повышение качества жизни населения. Движение к «новой школе» — это движение к качеству жизни.

В дошкольном образовательном учреждении активно осваиваются инновации, способствующие качественным изменениям в работе. С сентября 2008 года педагогический коллектив осуществляет мероприятия второго этапа (преобразующего) внедрения исследовательского проекта «Становление качества жизни дошкольников в условиях реализации педагогики оздоровления» (приложение № 1 ).

Цель исследования –разработать систему становления качества жизни воспитанников дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации педагогики оздоровления.

Задачи исследования:

-выявить психолого — педагогические условия становления качества жизни дошкольников;

-определить индикаторы уровня качества жизни воспитанников ДОУ;

-выявить и отработать способы эффективного взаимодействия субъектов образовательного

процесса, формирования у них навыков социального партнёрства;

-сконструировать психодиагностическую батарею с целью определения эффективности

опытно-инновационной работы ДОУ.

Основная идея:Чтобы обеспечить процесс становления качества жизни воспитанников ДОУ целесообразно развернуть реализацию педагогики оздоровления как нового знания педагогической науки, предметом которой является организация условий, обеспечивающих профилактику нарушений, сохранение и укрепление имеющегося, восстановление утраченного соматического, психического, социального и нравственного компонентов здоровья детей.

Предполагаемые результаты:

-Разработанная и реализованная модель оптимизации качества жизни воспитанников;

-методические рекомендации, статьи в научных журналах и сборниках,

-авторские и модернизированные программы,

-книга об опыте работы коллектива образовательного учреждения.

Этапы исследования:

Организационно-подготовительный (январь 2007 — сентябрь 2008 г.).

-Преобразующий этап (сентябрь 2008 — август 2011 г.)

-Итоговый этап (сентябрь 2011 — декабрь 2012 г.)

Данный проект стал вполне логичным продолжением ранее разработанных и реализованных концепции и исследовательского проекта по теме «Комплексная реабилитация воспитанников в условиях детского сада оздоровительного типа» в период с 2001 по 2006 годы.

В условиях дошкольного образовательного учреждения при обязательной интеграции с семьёй формируются валеоустановки, создаётся подготовительный плацдарм для последующей системной работы по формированию культуры здоровья в школе. В этом аспекте реализуется система преемственности деятельности педагогических коллективов двух опытно-экспериментальных площадок города Ханты-Мансийска (МДОУ №7 и МОУ СОШ №2). Научный руководитель: Голиков Н.А., проректор по стратегическому развитию, научной и инновационной работе Тюменской государственной академии культуры и искусства, кандидат педагогических наук, доцент, Почетный работник общего образования РФ.

На сегодняшний день можно выделить ряд особенностей инновационной деятельности ДОУ (приложение № 2,3 ):

-обеспечение комфортных условий обучения, воспитания и развития детей с учетом их физиологических и психологических особенностей, индивидуальных способностей и задатков;

-непосредственное и заинтересованное включение родителей в инновационную деятельность;

-активное реагирование на многообразие интересов и потребностей детей и их родителей;

-большие потенциальные возможности, выражающиеся в инновационной образовательной инициативе педагогов.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 7 «Елочка» располагается в трехэтажном здании в капитальном исполнении (после двухлетнего пребывания в здании МДОУ ДС № 14 «Березка» (район Гидронамыв, ул. Ямская, 8), связанного с реконструкцией и строительством, переехало в новое здание по ул. Кирова,15).

Администрация уделила большое внимание вопросам развития материально-технической базы для реализации нововведений: оснащением нового здания дошкольного образовательного учреждения (микроклиматическая палата «Сильвин», бассейн, сенсорная комната, стоматологический кабинет, зимний сад, медицинский блок, пищеблок и др.), рациональности размещения объектов и эстетике оформления помещений, участка детского сада (приложение № 4). В сентябре 2010 года на территории дошкольного учреждения открыт автогородок.

Объем фонда учебной и учебно-методической литературы по дошкольному образованию: 1362 наименования, 2842 экземпляра.

ДОУ имеет достаточный уровень обеспечения образовательного процесса официальными периодическими, справочно-библиографическими изданиями, научной литературой

п/п

Типы изданий

Количество наименований

Количество однотомных экземпляров, годовых и

(или)

многотомных комплектов

1

2

3

4

1

Официальные издания (сборники законодательных актов, нормативных правовых актов и кодексов Российской Федерации (отдельно изданные, продолжающиеся и периодические)

72

2186

2

Общественно-политические и научно-популярные периодические издания (журналы и газеты)

2

38

3

Научные периодические издания (по профилю (направленности) образовательных программ)

14

15

4

Справочно-библиографические издания:

4.1

энциклопедии (энциклопедические словари)

41

62

4.2.

отраслевые словари и справочники (по профилю (направленности) образовательных программ)

5

5

4.3

текущие и ретроспективные отраслевые библиографические пособия (по профилю (направленности) образовательных программ)

5

Научная литература, детская художественная литература

986

1578

 

В прошедшем учебном году произошло значительное обновление педагогического коллектива. Открытие нового здания МДОУ ЦРР ДС № 7 позволило «омолодить» педагогический коллектив за счет прихода молодых специалистов после окончания педагогических учебных заведений. Увеличение педагогического состава на 30 % поставило перед методической службой образовательного учреждения акклиматизации, адаптации вновь прибывших сотрудников. Однако, обновление почти на треть коллектива педагогов, привело к необходимости фактического возврата на первый этап — организационный.

Как показывает анализ качественного состава педагогического коллектива ДОУ (приложение № 5 ) работа с кадрами позволила достигнуть следующих результатов:

-основная часть педагогов (71 %) имеют квалификационные категории (из 17 педагогов, не имеющих квалификационные категории, 13 — молодые специалисты; 4-вновь прибывшие);

-48,3% педагогов имеют высшую и первую квалификационную категории;

-45 % педагогов с высшим образованием;

-10 педагогов (17 %) образовательного учреждения обучаются заочно в высших учебных заведениях;

-обладателей Грантов Главы города и Губернатора ХМАО-Югры -6 (10%).Приложение № 6)

Для успешной реализации программы были созданы условия, способствующие желанию педагогов трудиться эффективно, повышать свой профессиональный уровень. За 2007-2010 годы курсовую подготовку прошло 22 педагога, получили высшее образование 6 человек (приложение 6/1).

Оценка инновационного потенциала педагогического коллектива по критериям, рекомендованным Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. показала, что коллектив готов к восприятию программы развития и готов работать в инновационном режиме; 76,5 % педагогов подготовлены к освоению новшества на достаточном уровне; 23,5 % — необходима методическая помощь. Степень новаторства (по классификации к.Ангеловски):

  1. Группа новаторов- это педагоги с ярко выраженным новаторским духом, которые всегда первыми воспринимают новое, знакомятся с ним и считают, что новое хорошо уже потому, что это новое. Они обладают способностями к решению нестандартных задач, они не только воспринимают новшества, осваивают их, но и сами активно создают и разрабатывают педагогические инновации- 17,6 %.
  2. Группа передовиков-это те, кто первыми осуществляет практическую , экспериментальную проверку той или иной инновации в своем конкретном ДОУ. Они первые подхватывают появившиеся в городе, округе инновации — 41,2 %.
  3. «Золотая середина»- педагоги осуществляют новшества умеренно, они не спешат, но в то же время не хотят быть среди последних. Они включаются тогда, когда новое будет воспринято большинством или частью коллег — 29,4 %.
  4. «Предпоследний»- это те, которые решаются к принятию новшества. Они воспринимают новое только после того, как сформируется общее положительное мнение к новому — 11, 8 %.
  5. «Последний»- педагоги, которые сильно связаны с традициями, со старым, консервативными формами работы -0%.

Следует отметить, что, определяя для себя направление обучения, педагоги самостоятельно включаются в учебный процесс, который непосредственно связан с приоритетным направлением ДОУ. Этот факт свидетельствует о том, что процесс повышения профессиональной квалификации перестал быть для них формальным. Сегодня педагоги способны глубоко осмысливать и передовую практику, и научные исследования в своей профессиональной области.

Составлена комплексно-целевая программа «Управление инновационными процессами», в которой отражена система целеобразных форм и мер организации деятельности по реализации педагогики оздоровления.

Определены направления инновационной деятельности, темы исследования, состав творческих групп. Руководителями ТГ и педагогами составлены планы работы по инновационной теме, индивидуальные планы профессионального развития. Основной акцент сделан на формировании конфликтологической компетентности всех субъектов воспитательно-образовательного процесса, эмоциональной сферы дошкольников.

Опыт работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников опубликован в печатных изданиях разного уровня; транслирован в научных публикациях, пособиях Голикова Н.А., научного руководителя образовательного учреждения; в средствах массовой информации (ТВ,радио) (приложение № 7,8 ). ДОУ обладатель Гранта Губернатора ХМАО-Югры 2006 года (номинация «Сохранение здоровья обучающихся и психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса»), 2008 года (в номинации «Управление образовательным учреждением»);

в 2009 году МДОУ ЦРР ДС № 7 «Елочка» получил грант Главы города Ханты-Мансийска в номинации «Лучшие муниципальные образовательные учреждения, внедряющие инновационные образовательные программы».

Результаты мониторинга показывают стабильное проявление очень благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения (В.И.Андреева «Оценка психологического климата в коллективе», Б.Такмен «Психологический климатический круг»).

Устойчивые показатели психологического климата в коллективе (4-4,4 балла) свидетельствует о том, что в ДОУ созданы необходимые психологические условия для продуктивной профессиональной деятельности, способствующей благоприятному взаимодействию педагогов с воспитанниками и их родителями, с коллегами.

Оптимальная работа учреждения невозможна без решения вопроса стимулирования сотрудников. Переход на новую систему оплаты труда работников образования дал определенные возможности администрации детского сада влиять на качество предоставляемых услуг педагогами и обеспечить рост их заинтересованности в успехе общего дела. Разработана нормативно-правовая база решения данного вопроса (Положение о порядке распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников МДОУ ЦРР ДС № 7 «Елочка», критерии для расчета, создана комиссия). К сожалению, вышеуказанные изменения в оплате труда в целом привели к снижению заработной платы основной массы педагогов, что является предметом зреющего недовольства, которое руководству ДОУ пока удается сглаживать. Эту проблему необходимо решать (и как можно быстрее) в масштабе города, округа.

Администрация, педагоги дошкольного учреждения прикладывают все усилия, чтобы тесно сотрудничать с родителями в вопросе охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья детей (приложение № 9).

Однако анализ заболеваемости за 2009-2010 учебный год показал снижение индекса здоровья воспитанников с 35,8% до 22 %; увеличение количества пропусков дето/дней по болезни, случаев заболеваемости при сохраненном показателе пропусков на одного ребенка по болезни по сравнению с предыдущим годом (12,8).

Несмотря на огромную работу по здоровьесбережению 2009 год оказался непоказателен по ряду причин:

-увеличение количества воспитанников;

-прием новых воспитанников осуществлялся в сентябре (начало учебного года) и ноябре (открытие нового здания ОУ) 2009 года;

-более 100 воспитанников, уже адаптированных к образовательному учреждению, осталось в МДОУ № 14 (по месту жительства), принято более 200 (в основном «домашних») детей;

-период приема новых детей в здание по ул. Кирова, 15 и их адаптации совпал с периодом эпидемии гриппа в городе.

Неотъемлемая часть работы дошкольного учреждения — оказание дополнительных образовательных (бесплатных и платных) услуг.

С целью создания условий для возможно полной реализации и самореализации природного творческого потенциала детей в детском саду осуществляется работа с детьми, проявляющие способности в художественно-эстетическом, интеллектуальном направлениях.

Дети, проявляющие способности, выявляются в результате наблюдений, диагностики, анализа продуктов детского творчества, анкетирования родителей, педагогов в начале учебного года. ДОУ осуществляет информационно – образовательную работу с родителями способных и одаренных детей, используя разнообразные формы как индивидуальной, так и подгрупповой работы: тренинги, родительские клубы, выпуск брошюр, консультации и т.д. Достижения воспитанников, их творческие работы широко представлены для общественности в ДОУ и города.

Стратегия управления ДОУ изменилась, появились новые механизмы финансирования, позволяющие искать дополнительные финансовые и социокультурные ресурсы платные образовательные услуги. В ходу маркетингового исследования был изучен спрос родителей на конкретные виды образовательных услуг; проанализированы внутренние возможности ДОУ по оказанию услуг, пользующихся спросом; определен контингент воспитанников.

В результате проведенной работы родителям было предложены дополнительные услуги по следующим направлениям:

-хореография (студия современного танца);

-английский язык;

-обучение игре шахматам;

-3 группы кратковременного пребывания (адаптационная группа «АиСтенок» -для детей в возрасте 3-5 лет;

«Будущий первоклассник» (5-7 лет)).

По всем направлениям деятельности создана нормативно-правовая база, программно-методическое обеспечение.

Наиболее востребованными родителями являются группы кратковременного пребывания (особенного младшего возраста), однако дошкольное учреждение не может в полной мере удовлетворить спрос на данный вид услуг ввиду недостатка помещений.

Охват платными дополнительными услугами составил в 2009-2010 учебном году 158 детей в возрасте от 3 до 7 лет, что больше на 23 ребенка по сравнению с прошлым учебным годом.

Доходы от реализации платных услуг в дошкольном учреждении составили 658.296 рублей.

Таким образом, дополнительные образовательные услуги могут решать в настоящее время важные социально-педагогические задачи, направленные на получение каждым дошкольником квалифицированных образовательных услуг с учетом его потребностей и пожеланиями родителей, позволяет обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку. Дополнительные платные услуги не использовались взамен или в рамках основной образовательной деятельности, а напротив — воспитательно-образовательный процесс объединял основное и дополнительное образование.

Прослеживается положительная динамика показателей, которые характеризуют реализацию исследовательского проекта образовательного учреждения. Проводимые мероприятия в рамках инновационной деятельности благоприятно влияют на уровни готовности выпускников к обучению в школе, физического развития, воспитанности воспитанников (Приложение № 10). Сократились факторы риска, влияющие на самочувствие дошкольников благодаря функционированию 5 групп компенсирующего вида для детей с нарушениями речи и развития.

Степень удовлетворенности родителей является важным показателем результативности работы дошкольного учреждения. Положительную динамику степени удовлетворенности родителей разными аспектами педагогической деятельности можно проследить по результатам анкетирования за три года (2008,2009, 2010 г.г.) (Приложение № 11).

Таким образом, решая задачу формирования жизнеспособного подрастающего поколения, в своей работе коллектив ДОУ учитывает теоретико-методологические основы здоровьесбережения.

Начало реализации проекта совпало с глобальными изменениями в жизни дошкольного учреждения: строительство и реконструкция, пребывание в течение двух лет в другом ДОУ, переезд и обустройство в новом здании, значительное обновление коллектива, увеличение количества воспитанников, что не дало возможности реализовать в полном объеме все запланированное.

В связи с вышесказанным администрация дошкольного учреждения ходатайствует о продлении сроков реализации программы развития на два года.

г. Ханты – Мансийск

2010 год