29 марта
Пятница
Мы рады приветствовать всех, кто интересуется жизнью нашего детского сада!

Программа развития МБДОУ

Министерство образования и науки Российской Федерации

Комитет  по образованию Администрации города Ханты — Мансийска

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждение

«Центр  развития  ребенка – детский  сад № №7 «Ёлочка»

 

 

Становление качества жизни

дошкольников в условиях реализации педагогики оздоровления

концепция исследования

 

 

 

Автор-разработчик:

Н.А.Голиков, заведующий кафедрой возрастной и

педагогической психологии Тюменского госуниверситета,

кандидат педагогических наук, доцент, почётный работник

общего образования Российской Федерации

 

 

 

Введение. Основные категории, используемые в концепции

Становление — философская категория, выражающая спонтанную изменчивость вещей и явлений, их непрерывный переход, превращение в другое. Становление – как созревание и рост; переход от одного определённого состояния к другому – более высокого уровня; как единство уже осуществлённого и потенциально возможного; как единство производящей причины и закономерных следствий в акте развития (Слободчиков В.И., Исаев Е.И).

Системный подход — это комплексное изучение объектов как единого целого с позиций системного анализа. С одной стороны, — это рассмотрение, рефлексия существующих систем, с другой, — прогнозирование,  проектирование, конструирование, синтез систем для достижения новых целей их развития.

Образовательная среда — целостное системно-синергетически образовательное пространство взаимодействия участников образовательного процесса с социокультурным и социоприродным окружением, позволяющее раскрыть индивидуальность Человека (по Н.В.Груздевой, 2001) и обеспечить удовлетворение персональных потребностей всех субъектов образовательного процесса.

Здоровье – мера жизнепроявления человека в гармоническом единстве физических, психических, трудовых функций, обусловливающих полноценное участие его в различных сферах деятельности, и способности к адаптации в различных социокультурных и природных условиях.

Педагогика оздоровления —  область педагогического знания, предметом которой является организация условий, использование методов, подходов, обеспечивающих профилактику нарушений, сохранение и укрепление имеющегося, восстановление утраченного соматического, психического, социального и нравственного компонентов здоровья детей в процессе образовательной деятельности в максимально доступной ребёнку с его «особенностями» целостности, гармоничности во взаимодействии с окружающим миром.

Оздоровление — процесс приведения к некой заданной норме, т.е. оздоровить, «улучшить, привести в нормальное, благоприятное состояние».

Качество жизни — способ жизни в результате комбинированного воздействия факторов, влияющих на здоровье, счастье, включая индивидуальное благополучие в окружающей среде, удовлетворительную работу, образование, социальный успех, а также свободу, возможность свободных действий, справедливость и отсутствие какого-либо угнетения (ВОЗ).

Качество жизни воспитанников — комплексный социально-психологический феномен, сущность которого заключается в особом отношении субъекта деятельности и общения к окружающему миру, месту своей личности в нём, выражающемся в стремлении (или отсутствии такового) взаимодействовать, преобразовывать, совершенствовать, функционировать в различных сферах жизнедеятельности, удовлетворять персональные потребности.

 

 

Ведущие идеи и их обоснование

Ситуация, в которой находится человечество в настоящий момент, обозначается рядом ведущих учёных педагогов, медиков, психологов, социологов как глубочайший системный кризис, в значительной степени жертвой которого становится подрастающее поколение. Бесперспективность многих педагогических идей на фоне катастрофического состояния здоровья российских детей, низкого уровня качества их жизни, последствий угнетения, деградации природных экосистем требует серьёзного анализа и значительного пересмотра положений традиционной педагогики, подходов в действующей системе образования, расстановки акцентов в деятельности отраслевых специалистов. Осознание проблемного поля современного образования — ключ к решению многих психолого-педагогических задач, продуктивному поиску средств, методов, внутренних и внешних ресурсов. Это императив времени, промедление в решении этого вопроса чревато уже непоправимыми последствиями.

По данным Н.В.Седых (2006), за последние 20 лет у детей дошкольного возраста отмечается рост количества функциональных отклонений: в 4-летнем возрасте преобладающее большинство детей имеет 1-3 отклонения со стороны различных функциональных систем. К 6-ти годам их число у 50% детей возрастает до 4-5-ти. От 30 до 40% детей имеют отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата, 20-25% — со стороны носоглотки;  невротические проявления отмечены у 30-40 % детей младшего и у 20-30 % детей старшего дошкольного возраста. В 6-7 летнем возрасте у половины детей отмечается стойкое повышение артериального давления.

В проведённом М.М.Хегай (2001) обследовании детей-первоклассников были получены данные, которые у медицинской и педагогической общественности вызвали чувство глубочайшей обеспокоенности — практически у каждого ребёнка в 7-летнем возрасте было диагностировано по 3-4 соматических заболевания, сочетающихся с вегето-сосудистой дистонией (в этом-то возрасте!). У 90% детей выявлена постоянная инфекция ротовой полости и разной степени выраженности патология носа, придаточных пазух; у 60% — нарушение осанки в результате дистрофических процессов в опорно-двигательной системе, 30-50% имеют бронхо-лёгочные заболевания, до 40-50% детей входят в группу риска по сердечно-сосудистым заболеваниям и 21% — по формированию близорукости. Эти дети только переступили порог школы и впереди у них как минимум 9 лет школьной жизни. По мнению А.И.Пищик (2002), абсолютно здоровыми в первый класс поступает лишь 1% детей!

Процесс снижения качества здоровья детской популяции характерен и для нашего региона. Анализ заболеваемости детей в дошкольных образовательных учреждениях ХМАО за период с 2003 по 2005 годы позволяет сделать следующий неутешительный вывод: общая заболеваемость повысилась на 22%; заболеваемость бактериальной дизентерией — на 64%, энтеритами, колитами и гастроэнтеритами — на 25%, скарлатиной — на 47%, ангиной — на 32%, гриппом и ОИВДП — на 24%, пневмонией — на 30%, увеличилось количество несчастных случаев, отравлений, травм — на 5%, другими заболеваниями — на 15%.

Вызывает чувство беспокойства тенденция сокращения ожидаемой продолжительности жизни у родившихся в округе детей. Так, у рождённых в 2005 году детей мужского пола по сравнению с родившимися в 2003 году, она сократилась на 3% (составила  62,6 года), у женского — на 1% (74 года). Трудно представить, на сколько лет сократится жизнь этих же детей в процессе жизнедеятельности в реальных условиях современной России, если по данным десятилетней давности НИИ МЗ РФ, лишь 50% шестнадцатилетних подростков доживут до пенсионного возраста. Если учесть, что за два года у детей мужского пола ожидаемая продолжительность жизни в ХМАО сокращается более чем на 20 месяцев, то каковой она будет у детей, рождённых на территории округа в середине XXI века, если уже сегодня не изменить политику в области становления, повышения качества жизни населения?

Осознавая реальность катастрофического состояния здоровья детской популяции как базового показателя качества жизни населения, исследователи и практические работники не должны впадать в панику и отказываться от активных действия в области оздоровления детей и подростков. Важно понять и принять положение — для всех детей необходимо создавать принципиально новые психолого-педагогические подходы в обучении, развитии и воспитании. Таковыми условиями являются реализация подходов   педагогики оздоровления, консолидирующей знание из различных областей наук о человеке: педагогики, психологии, медицины и т.д (Ю.Ф.Змановский, В.Т.Кудрявцев, Н.А.Голиков).

Педагогика оздоровления — область педагогического знания, предметом которой является организация условий, использование методов, подходов, обеспечивающих профилактику нарушений, сохранение и укрепление имеющегося, восстановление утраченного соматического, психического, социального и нравственного компонентов здоровья детей в процессе образовательной деятельности в максимально доступной ребёнку с его «особенностями» целостности, гармоничности во взаимодействии с окружающим миром. Педагогика оздоровления, опирается не столько на нормоцентрический подход, сколько на рефлексивно-личностный,  предполагающий оптимизацию результатов образования, качества жизни каждого индивида, сохранение и развитие всех компонентов здоровья с учётом психофизиологических, интеллектуальных ресурсов не в далёком будущем, а в режиме реального времени — «здесь и теперь». При этом создаётся основательный фундамент позитивно-продуктивной взрослой жизни, успешной интеграции в социум и производственную сферу. Возможно школьника не снимут с диспансерного учёта по поводу основного заболевания, но в процессе образовательно-оздоровительной деятельности у него изменится внутренняя картина болезни, отношение к ней, сформируются позитивные валеоустановки. Ребёнок (в том числе с выраженными проблемами в здоровье, инвалид) научается не сосуществовать с болезнью, не быть тотально от неё зависимым, а жить полноценной жизнью, извлекая конструктивный опыт, расширяя формат ситуации успеха в различных видах деятельности, находя оптимальное применение своим ресурсам во благо себе, своим окружающим.

Мы рассматриваем оздоровление как целостный процесс (холистический подход), а не только отдельные физиологические изменения, которые имеют место при заболевании. Это находит отражение в изменениях отношений, поведения, результатах деятельности, коррекции в сфере представлений, формировании стратегии согласия с медико-психологическими рекомендациями. Процесс оздоровления рассматривается и с позиций синергетического подхода, как процесс самоорганизующейся личности, обладающей способностью самореабилитации, в основе которого лежит идея, валеоустановка, направленная на повышение качества жизни.

Методологическими основами педагогики оздоровления являются:

— диалектико-материалистический, системный, аксиологический,  культурологический и синергетический  подходы к пониманию развития индивида;
— представление о движущих силах развития ребёнка;
— осознание социальной обусловленности развития психики человека;
— осознание взаимозависимости компонентов здоровья индивида;
— осознание основных ступеней развития субъективной реальности в онтогенезе.

Теоретическими основами педагогики оздоровления являются:

— представление о здоровье человека как поликомпонентном, динамическом явлении;
— понимание здоровья как меры жизнепроявления человека в гармоническом единстве физического, психического, социального функционирования, обусловливающих полноценное его участие в различных сферах деятельности;
— осознание того, что здоровье является базовым компонентом качества жизни;
— восприятие педагогическим сообществом  междисциплинарного комплекса  здоровьесберегающих образовательных технологий как фактора формирования качества жизни субъектов образовательного процесса «здесь и теперь», в реальном времени проживания, а не в образе жизни «на потом»;
— положение о компенсаторных возможностях человека;
— положение о целительной силе гуманистической среды;
— представление о человеке как субъекте своей жизнедеятельности, имеющем внутренние резервы, компенсаторные механизмы нарушенных компонентов здоровья;
— осознание необходимости транспозиции функций образовательного учреждения, преобразовании его в полифункциональное, основообразующей деятельностью которого является здоровьесбережение воспитанников.

Анализируя сложившуюся, во многом удручающую ситуацию с детством в России и нашем регионе в частности, приходим к пониманию необходимости определения позитивных внутренних ресурсов решения проблемы, дистанцируясь от эмоциональной компоненты восприятия полученных для рефлексии фактов, рассматривая их в формате строго научной логики. На наш взгляд, в качестве объективно обнадёживающего фактора сохранения, улучшения и развития здоровья детей и подростков может служить факт, обнаруженный в 2006 году американскими исследователями в области генетического здоровья. По данным зарубежных коллег, Россия входит в пятёрку лидеров и занимает 5-ое место из 193 стран мира. Число врождённых дефектов на 1 тысячу детей, появившихся на свет в нашей стране составляет 42,9. Самые здоровые дети рождаются во Франции (показатель — 39,7), а вот США заняли 20-е место («Аргументы и факты», №6, 2006). Ресурс прочности генетического здоровья российских детей при организации педагогического процесса позволяет руководствоваться положением В.П.Кащенко «родившемуся физически здоровому человеческому существу от природы задано всё…, но эта заданность лишь в возможности, а реальностью её делает полноценное развитие в благоприятных условиях». Задача специалистов определить и создать эти условия, максимально приблизить их к каждому индивиду, воспитывающемуся в дошкольных образовательных учреждениях. По словам постоянного представителя ПРООН и координатора системы ООН в РФ Стефана Василева, основная ценность России – человеческий потенциал, а не нефть и золото (Агенство социальной информации, нояб/2003). К стыду России, этот потенциал утрачивается и экспортируется за рубеж. По словам Е.Лаховой (2005), «только в 1992 году более 62 тыс. российских детей покинули страну, а вывозятся в основном маленькие, здоровые дети!».

И.А.Аршавский, Л.В.Богомолова, Е.Н.Вавилова, Н.Н.Гребнева, Б.Б.Егоров, В.И.Загвязинский, Ю.Ф.Змановский, В.Т.Кудрявцев, Ю.П.Лисицын, Н.Н.Малярчук, Т.Ф.Орехова, Н.В.Седых, З.И.Тюмасева, В.М.Чимаров  утверждают, что рождение здорового ребёнка, его воспитание и обучение давно вышли за рамки чисто медицинской проблемы и трансформировались в проблему социальную. Психологическая и социальная защищённость детей, их нравственное здоровье, в целом качество жизни во многом зависят от экономического благополучия семьи, от микроклимата и уровня взаимоотношений между родителями. Рост деструктивных процессов, психотравмирующих для ребёнка внутрисемейных ситуаций можно предположить по опосредованной информации – нарастанию количества бракоразводных процессов. Так в ХМАО за период с 1990 по 2004 годы наметился спад заключения браков на 3%, но достаточно резко, на 51%,  возросло количество бракоразводных процессов. Жертвами разводов, прежде всего, оказываются дети. Последствия нанесённой ребёнку психологической травмы, этой личной катастрофы останутся на всю жизнь, могут проявиться в совершенно неожиданных вариациях: от травматической психологической беспомощности до подверженности онкологическим заболеваниям.  Типичные затруднения в воспитании детей одним родителем, социально-экономическая незащищённость неполной семьи, возникновение порогов в развитии ребёнка по ряду объективных обстоятельств (занятости родителя на производстве, невозможности в силу материальных проблем обеспечить  удовлетворение персональных потребностей ребёнка, оплатить  дополнительное образование, получение платных образовательных услуг и т.п.)  – очевидны.  Деструктивные процессы в образовательной среде (педагогически некорректное, бестактное поведение воспитателей, подверженность агрессии со стороны сверстников и т.д.) также небезопасны для психологического благополучия ребёнка.

Депопуляция населения России, сопровождаемая значительным снижением его «качественных» параметров в результате деградации окружающей среды, снижения качества всех компонентов здоровья детской популяции и ухудшения медицинского обслуживания, разрастания социальных пороков,  хронизации психотравмирующих ситуаций, безусловно, приводят к снижению качества жизни детей.

Термин «качество жизни», а в международной аббревиатуре —  QOL (Quality of Life —  англоязычный вариант) — более распространённый или LQ (Lebensqualitat — вариант менее распространённый, встречающийся в немецкоязычной литературе). Как отмечают многие авторы, он возник в процессе формирования гуманистической социальной политики и решения её проблем в условиях адаптации человека к изменяющимся условиям существования.

По мнению И.М.Чижа с соавторами (2001), качество жизни — это, прежде всего, медико-психологическое понятие, имеющее социально-экономические грани, затрагивающие духовные, культурные и другие жизненные ценности индивидуума, а также уровень цивилизованности и индустриального развития общества.

Качество жизни – категория, с помощью которой характеризуются существенные обстоятельства жизни населения, определяющие степень достоинства и свободы личности каждого человека. Ю. Крупнов (2005) отмечает, что качество жизни нетождественно уровню жизни, включая и наиболее изощрённые виды его определения, например, жизненные стандарты (living standarts), поскольку различные экономические показатели доходов выступают только одним из многих (как правило, не менее 5) критериев качества жизни.

Эксперты ВОЗ определяют качество жизни как способ жизни в результате комбинированного воздействия факторов, влияющих на здоровье, счастье, включая индивидуальное благополучие в окружающей среде, удовлетворительную работу, образование, социальный успех, а также свободу, возможность свободных действий, справедливость и отсутствие какого-либо угнетения.

По нашему мнению, качество жизни воспитанников — это комплексный социально-психологический феномен, сущность которого заключается в особом отношении субъекта деятельности и общения к окружающему миру, месту своей личности в нём, выражающемся в стремлении (или отсутствии такового) взаимодействовать, преобразовывать, совершенствовать, функционировать в различных сферах жизнедеятельности, удовлетворять персональные потребности. В этом определении мы делаем попытку сформулировать психологический механизм становления, оптимизации качества жизни воспитанника посредством его отношений, активности, преобразовательной деятельности. С точки зрения В.П. Иванова (1977), «отношение» есть активность особого рода, ибо она, во-первых, любую связь трансформирует в плоскость «для меня», то есть возводит источник активности в ранг субъекта, во-вторых, она равным образом выносит вовне другую сторону отношения, превращая её в объект, наконец, в-третьих, эта активность, тем самым, определяется как отношение неравноправных сторон – внутренней и внешней, субъективной и объективной, причём единственным носителем «отношения» выступает субъект, поскольку лишь он вносит в мир аспект бытия «для себя». В конечном итоге, это значит, что отношение, исходящее из подобного эпицентра активности, приобретает все основные черты деятельности и полагания.

Исходя из определения феномена становления – как созревания и роста; перехода от одного определённого состояния к другому – более высокого уровня; как единства уже осуществлённого и потенциально возможного; как единства производящей причины и закономерных следствий в акте развития (по Слободчикову В.И., Исаеву Е.И) в процессе взаимодействия необходимо научить ребёнка не просто копировать действия взрослого, а понимать смысл выполняемой игровой, изобразительной, физкультурной, оздоровительной деятельности; сформировать у него психологические установки на возможность допущения ошибок, выполнение задания «хуже другого», но в тоже время  стремления проявлять активность, настойчивость делать «лучше сегодня, чем это делал вчера». Пассивный образ жизни, инертность, проявляющиеся в деятельности и общении, безусловно, снижают возможности воспитанника удовлетворять свои потребности во всех сферах жизнедеятельности, в том числе, столь значимой для дошкольников, — игровой. Созидательная активность, ситуация успеха, высокая степень продуктивности,  психологическое благополучие создают благоприятный фон для сохранения, укрепления, созидания здоровья воспитанников, расширения их общей осведомлённости, формирования внутренней позиции школьника, жизнеустойчивости.

Проведённый в развитых странах эконометрический анализ свидетельствует, что внедрение технологий охраны и укрепления здоровья в дошкольных и школьных учреждениях обеспечивает достаточно эффективное соотношение стоимости затрат и полученного выигрыша как один к четырнадцати (Шнейдер О.С., 1999). Признавая наличие такого потенциала, Всемирный банк пришёл к выводу, что программы предлагаемого типа могут стать одной из наиболее эффективных в стоимостном отношении стратегий, направленных на улучшение здоровья населения во всём мире (Пономарёв С.А., 1996), а значит, и качества его жизни в целом. Обеспечивая сохранность и развитие всех компонентов здоровья ребёнка дошкольного возраста, открываем большие персональные возможности преодоления кризиса при переходе на новый возрастной период, максимального развертывания природой заложенного потенциала, органичного вхождения в социальную ситуацию развития и освоения ведущего типа деятельности, приобретения жизненно необходимых знаний, умений, навыков. Именно поэтому в настоящее время специалисты различных областей знаний о ребёнке ведут активный поиск эффективных образовательно-оздоровительных технологий, способствующих формированию, укреплению, сохранению всех компонентов здоровья детей, овладению программным материалом, не  требующих особых материальных затрат, оптимизирующих качество их жизни.

Психолого-педагогические условия реализации концепции

Практика специалистов-единомышленников нашего образовательного учреждения, показывает, что таковыми условиями являются: создание пространства социального партнёрства между всеми субъектами образовательного процесса (включая родителей воспитанников), заинтересованными в комплексном оздоровлении дошкольников; гармонизации процессов социализации и индивидуализации личности воспитанников, формировании их осознанной активной позиции в процессе формирования, укреплении своего здоровья; формирование готовности специалистов образовательного учреждения к целенаправленной системной деятельности по становлению, оптимизации качества жизни дошкольников, реализации педагогики оздоровления, поиску новых форм и методов комплексной помощи детям с учётом региональных особенностей и экономических возможностей ДОУ.

Системный подход в процессе оптимизации качества жизни воспитанников в формате дошкольного образовательного учреждения реализуется во всех сферах деятельности. При этом характеризуется своей направленностью и детерминированностью, интегрированностью и самодеятельностью и т.д.

Педагогический коллектив при управлении процессами становления, оптимизации качества жизни дошкольников в условиях реализации педагогики оздоровления руководствуется следующими принципами:

·гуманистической направленности и психологической безопасности образовательной среды;
·обоснованности и педагогической целесообразности выбора способа  руководства и организации воспитательного процесса с учётом персональных особенностей воспитанников в рефлексивно-личностной образовательной парадигме;
·неукоснительного императива безвредности для организма и психики детей организации способов овладения программных требований, взаимодействия в образовательной среде, детском коллективе, общении со взрослыми;
·исключения или минимизации негативных биоэффектов воздействия на воспитанников в образовательной среде ДОУ, домашней обстановке;
·прогностичности, предвидения и предвосхищения результатов педагогического влияния на растущий организм ребёнка, развитие его личности;
·учёта возрастных особенностей и предела психофизиологических возможностей воспитанников;
·создания ситуации успеха и опоры на внутренние ресурсы детей;
·ответственности за результаты педагогической деятельности;
·интеграции с семьёю воспитанника, установления доверительных отношений.

Представленную концепцию развития образовательного учреждения и обозначенные педагогические принципы можно оптимально реализовать посредством внедрения педагогики оздоровления в условиях формирования государственно-общественной системы управления образовательным учреждением, широкого привлечения родительской общественности, учреждений и организаций, заинтересованных в становлении, оптимизации качества жизни воспитанников.

 

 Ханты-Мансийск, 2007

 

__________________________________________________________________________


Министерство образования и науки Российской Федерации

Комитет по образованию Администрации города Ханты — Мансийска

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития  ребенка – детский  сад №7 «Ёлочка»

 

 

Становление качества жизни

дошкольников в условиях реализации педагогики оздоровления

исследовательский проект

 

 

 

Руководитель проекта:

В.С.Рязанова, заведующая МДОУ  ЦРР  ДС №7

г. Ханты — Мансийска, Отличник народного просвещения

Автор-разработчик, научный консультант:

Н.А.Голиков, заведующий кафедрой возрастной и

педагогической психологии Тюменского госуниверситета,

кандидат педагогических наук, доцент, почётный работник

общего образования Российской Федерации

Исполнитель:

коллектив  МДОУ   ЦРР ДС №7 г. Ханты — Мансийска

 

 

 

 Введение. Обоснование темы

Не вызывает сомнения признание факта оказания значительного влияния окружающей среды, образа и уровня жизни семьи на уровень здоровья детей и в целом качества их жизни (Н.М.Амосов с соавт.,  1990; Н.А.Голиков, 1998 — 2006; В.Т.Кудрявцев, 2002; Н.В.Седых, 2006; О.С.Шнейдер, 1999 и др.). На протяжении первых лет жизни ребёнок проходит огромный путь физического и духовного совершенствования. Особую роль в этом процессе играет период дошкольного детства, где формируются общая выносливость и работоспособность, познавательные процессы, физические и психические способности, здоровье, закладывается самоотношение индивида, отношение к окружающим. Каждый год жизни ребёнка может давать как количественные, так и качественные сдвиги в характеристиках психического функционирования: особых, специфических отношениях между ребёнком и взрослым (социальная ситуация развития); определённой иерархии видов деятельности и её ведущем типе; основных психологических достижения ребёнка, свидетельствующих о развитии его психики, сознания и личности (Алиева Т.И., 2001). Эти достижения необходимы для становления, оптимизации  качества жизни ребёнка в реальном времени жизненного пути. Специалисты дошкольного образовательного учреждения, родители должны учитывать сензитивность возрастного периода к факторам окружающей действительности, как способствующим развитию ребёнка, так и препятствующим этому процессу, состояние его здоровья.

А.Г.Сухарев (1991) утверждал, что формирование здоровья – процесс динамический, само здоровье —  категория биосоциально управляемая, т.е. на него можно целенаправленно воздействовать средствами физического воспитания и достичь определённого эффекта. В дошкольный период определяется задача не только конструктивно воздействовать на организм ребёнка, но, что является, на взгляд Н.В.Седых (2006) немаловажным, формировать у него стойких мотиваций к ведению здорового образа жизни, который в большей мере относится к сфере педагогики, чем медицины. Следовательно, ЗОЖ может выступать как объектом, так и предметом педагогических исследований. На наш взгляд, именно в этот период детства необходимо сосредоточить внимание специалистов дошкольного учреждения, родительской общественности на приобщении детей к культуре здоровья.

Под культурой здоровья мы понимаем ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, стремление не только сохранять природой заложенный потенциал, но и приумножать его за счёт волевых качеств, направленных на создание своего организма, гармонию личности с самим собой и окружающим миром. Безусловно, в силу возрастных возможностей, наличия затруднений в сфере произвольности поведения дошкольников научно корректно ставить задачу не формирования культуры здоровья, а лишь приобщение к ней. В условиях дошкольного образовательного учреждения при обязательной интеграции с семьёю формируются валеоустановки, создаётся подготовительный плацдарм для последующей системной работы по формированию культуры здоровья в школе. В этом аспекте реализуется система преемственности деятельности педагогических коллективов двух опытно-экспериментальных площадок города Ханты-Мансийска (МДОУ №7 и МОУ СОШ №2).

Одним из резервов становления, оптимизации качества жизни детей в детских дошкольных учреждениях является осуществление индивидуального подхода, позволяющего обеспечить максимальное развитие каждого ребёнка, мобилизацию его активности, самостоятельности.

Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. разработали определение развитого ребёнка, которое вполне можно отнести к ребёнку с высоким уровнем качества жизни. К этой категории детей относится тот, кто «лучше других детей может справиться с задачами, с которыми ему приходится встречаться изо дня в день». Развитой ребёнок обращает на себя внимание взрослого и удерживает его в течение определённого времени социально приемлемыми способами, откровенно выражает заинтересованность в своих маленьких победах и достижениях, имеет желание смериться силами и знаниями со сверстниками, демонстрируя свою любовь и неприязнь к окружающим. Он чётко произносит слова, грамматически правильно строит предложения, у него большой словарный запас и он свободно его использует в обыденной речи, чётко и осознанно определяя специфику самых разных предметов, действий, явлений.

Сегодня так остро встаёт проблема перестройки мировоззрения специалистов ДОУ и родителей воспитанников, направленного на осознание ключевых идей педагогики оздоровления, принятия на себя роли не только транслятора положений и подходов новой области педагогического знания, но и роли реального делателя. Делателя, интериоризовавшего педагогическое знание, умеющего в условиях разнокачественности объектов педагогического влияния – детей с определёнными генетическими задатками, психофизиологическими характеристиками, историей формирования личности, индивидуальными потребностями оспособить, экстериоризовать его в практической деятельности.  Затруднения учителя в отношениях с учащимися как пространством человеческой реальности, которые не есть физикалистский пустой объём, не ёмкость, заполненная человеческими деяниями, а прежде всего – социокультурный и духовно-практический Универсум (по Слободчикову В.И., Исаеву Е.И.)..

Данный проект стал вполне логичным продолжением ранее разработанных и реализованных концепции и исследовательского проекта по теме «Комплексная реабилитация воспитанников в условиях детского сада оздоровительного типа» в период с 2001 по 2006 годы. Коллектив специалистов учреждения подвёл итог опытно-экспериментальной работы, вскрыл новые нерешённые противоречия:

· между потребностью государства в здоровом населении и нарастанием заболеваемости детской популяции;
· между требованиями образовательных программ и невозможностью частью воспитанников им соответствовать;
· между запросами заказчиков, потребителей образовательных услуг и возможностями педагогического коллектива;
· между ценностями семьи и ценностями, культивируемыми дошкольным образовательным учреждением;
· между потребностями субъектов образовательного процесса и способами их удовлетворения;

определил проблемное поле, обозначил способы решения, выявил внутренние и внешние ресурсы.

В основу идеи становления и оптимизации качества жизни воспитанников дошкольного образовательного учреждения заложены: системный подход А.И.Субетто в определении качества жизни, как системы духовных, материальных, социокультурных, экологических и демографических компонентов жизни; идеи Н.А.Голикова о качестве жизни  как о комплексном социально-психологическом феномене, сущность которого заключается в отношении субъектов деятельности и общения к окружающему миру, месту своей личности в нём, выражающимся в стремлении (или отсутствии такового) взаимодействовать, преобразовывать, совершенствовать, функционировать в различных сферах деятельности, удовлетворять персональные потребности; положение о развитии личности как субъекта деятельности и общения через психологические механизмы: персонолизацию, интериоризацию, стереотипизацию, рефлексию, оспособление (Н.А.Алексеев);  теории и практику творческой педагогической деятельности и личностно-ориентированного, гуманистического образования (Ш.А.Амонашвили, Н.А.Алексеев, Е.А.Александрова, В.И.Загвязинский, К.Роджерс, И.С.Якиманская); подходы педагогики оздоровления (ЮФ.Змановский, В.Т.Кудрявцев, Н.А.Голиков); положения лечебной педагогики (А.А.Дубровский, П.Кащенко, К.Кёниг); идеи формирования здоровьесберегающего образовательного пространства (Н.А.Голиков, Б.Б.Егоров, Н.Н.Малярчук, Т.Ф.Орехова, Н.М.Полетаева, Н.В.Седых, В.М.Чимаров); экологической педагогики и психологии (С.Д.Дерябо, С.В.Кривых, В.А.Игнатова, В.А.Ясвин); учение о физическом и психическом развитии детей (Б.Г.Ананьев, Л.В.Богомолова, Л.С.Выготский, П.Ф.Лестгаф, П.Милнер, П.Фресс), научные рекомендации по социально-педагогической и медицинской реабилитации детей с нарушениями здоровья (М.М.Безруких, А.Д.Виноградова, Н.М.Назарова, Л.М.Шипицына), концепция ЮНЕСКО относительно непрерывности духовного и физического здоровья.

1. Основные характеристики исследования

1.1. Объект — процесс становления качества жизни воспитанников дошкольного образовательного учреждения

1.2. Предмет —  условия и факторы, влияющие на становление качества жизни дошкольников; методы и средства педагогики оздоровления, позволяющие оптимизировать процесс становления качества жизни детей дошкольного возраста.

1.3. Цель исследования — разработать систему становления качества жизни воспитанников дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации педагогики оздоровления

1.4. Основная идея: чтобы обеспечить процесс становления качества жизни воспитанников ДОУ целесообразно развернуть реализацию педагогики оздоровления как нового знания педагогической науки, предметом которой является организация условий, обеспечивающих профилактику нарушений, сохранение и укрепление имеющегося, восстановление утраченного соматического, психического, социального и нравственного компонентов здоровья детей.

1.5. Замысел: чтобы обеспечить процесс становления качества жизни воспитанников ДОУ необходимо обучить педагогов использовать  специально сконструированный комплексный психолого-педагогический инструментарий. Это даст возможность максимально точного, научно корректного  определения проблемного поля конкретного ребёнка, уточнения и активизации его внутренних и внешних ресурсов, нахождения способов их продуктивного сочетания, минимизируя или исключая возникновение непреодолимых порогов усвоения программных требований, деструкций в образовательной среде, внутрисемейной обстановке.

1.6. Гипотеза исследования – процесс становления качества жизни воспитанников ДОУ, включая все его компоненты: состояние здоровья, позитивное самоотношение, развитая познавательная активность, уровень социального и эмоционального благополучия в значимых для ребёнка средах (группа детского сада, семья) обеспечивается:

1. Реализацией в образовательном процессе методов, подходов педагогики оздоровления, в основании которой лежит знание об индивидуальном состоянии здоровья детей, уровне и пределе их психофизиологических возможностей, внутренних и внешних ресурсах  развития;

2. Созданием в учреждении развивающего здоровьесберегающего пространства, максимально удовлетворяющего персональные потребности воспитанников;

3. Готовностью  специалистов ДОУ к профессиональной деятельности в новых условиях образовательно-оздоровительного процесса (осознанности значимости сохранения здоровья детей; создания благоприятных психологически безопасных условий; интеграции с другими специалистами; технологической подготовленности к реализации педагогики оздоровления);

4. Включённостью родителей в процесс становления качества жизни детей, взаимодействием со специалистами учреждения.

1.7. Задачи исследования:

· выявить психолого-педагогические условия становления качества жизни дошкольников;
· уточнить, разработать психолого-педагогические механизмы становления качества жизни дошкольников;
· определить индикаторы уровня качества жизни воспитанников ДОУ;
· выявить и отработать способы эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса, формирования у них навыков социального партнёрства;
· сконструировать психодиагностическую батарею с целью определения эффективности опытно-экспериментальной работы школы.

Предполагается обобщить результаты деятельности ДОУ по становлению качества жизни воспитанников в серии методических рекомендаций и научных публикаций, книге об опыте работы учреждения.

1.8. Факторы риска:

· отсутствие у педагогов ДОУ умения отслеживать и формировать психологические механизмы развития личности воспитанников, состояния их здоровья, анализировать полученные данные, прогнозировать дальнейшую траекторию индивидуального развития, выявлять факторы риска в процессе образовательной деятельности.

Профилактика:   разработка психологами при патронаже научного консультанта методических рекомендаций по психолого-педагогической диагностике, отслеживанию и анализу результатов образовательного процесса для воспитателей; организация и проведение семинаров-практикумов по использованию диагностического комплекса, проектированию индивидуального развития воспитанников, оптимизации качества их жизни.

· узко прагматические установки на образование у части родителей.

Профилактика: повышение психолого-педагогической компетентности родителей через индивидуальные консультации, родительский «всеобуч», подготовку информационных бюллетеней и другие формы, направленные на продуктивное взаимодействие и социальное партнёрство с педагогическим коллективом в процессе оптимизации качества жизни воспитанников.

1.9. Предполагаемые результаты — разработанная и реализованная модель становления, оптимизации качества жизни воспитанников; повышение качества жизни воспитанников, авторские и модернизированные программы, методические рекомендации, статьи в научных журналах и сборниках, книга об опыте работы коллектива образовательного учреждения.

2. Критерии и показатели реализации цели и задач исследования

Основными критериями оценки результативности опытно-экспериментальной деятельности педагогического коллектива являются:

· состояние здоровья воспитанников;
· уровень физической подготовленности;
· уровень психологического благополучия;
· показатели развитости.

2.1. Состояние здоровья воспитанников

· отнесение детей к определённой группе здоровья;
· количество человеко-дней, пропущенных по болезни;
· определение индекса здоровья;

2.2. Уровень физической подготовленности;

2.3. Уровень психологического благополучия (показателями этого критерия могут служить:

· позитивное отношение к дошкольному учреждению, группе, воспитателям;
· позитивное самоотношение, самооценка;
· типичное настроение в значимых средах.
· мотивация самосовершенствования;
· способность осуществлять свой выбор и устанавливать границы собственной свободы;
· наличие таких нравственных качеств, как милосердие, бескорыстие, совестливость, честность, справедливость, способность к сопереживанию, взаимодействию;
· наличие навыков конструктивного общения в игровой деятельности.

Индикаторами наличия показателей служат высказывания детей, настроение в значимых средах.

Диагностика может осуществляться через наблюдение за актами поведения детей, рефлексию высказываний, мнений, суждений, точек зрения. В качестве диагностического аппарата могут быть использованы экспертная оценка педагогов, родителей, проективные методики, продукты деятельности детей.

Уровень воспитанности (показателями этого критерия в зависимости от возраста детей служат характеристики отношений:

· к другим (эмпатийность, тактичность, отзывчивость, другодоминантность (сосредоточенность на другом человеке) и т.п.;
· к деятельности (инициативность, исполнительность, самостоятельность и т.п.);
· к себе (восприимчивость к критике, чувствительность к оценкам взрослого, чувство собственного достоинства, скромность и т.п.).

Индикаторами являются проявления названных качеств в деятельности, поведении.

Диагностика проводится с помощью психолого-педагогического наблюдения, экспертной оценки воспитателей, родителей детей, в подготовительной группе – одногруппников.

Уровень развитости воспитанников (показателями развитости могут служить:

— общая осведомлённость;
— сформированность мнестических функций;
— сформированность других познавательных процессов;
— сформированность внутренней позиции школьника и др.

Диагностика проводится на основании психологических, нейропсихологических методов диагностики, анализа продуктов деятельности воспитанников, наблюдения за деятельностью детей на занятиях и во время режимных моментов.

3. Этапы исследования

3.1. Организационно-подготовительный (январь 2007 — сентябрь 2008 г.).

Основная задача — нацелить коллектив сотрудников ДОУ на переход к новой системе ориентиров в организации деятельности детского сада, направленных на становление и оптимизацию качества жизни воспитанников. Важным моментом является подготовка специалистов к реализации концепции и исследовательского проекта.

Для этого необходимо:

· создать ядро активных единомышленников, представляющих различные категории специалистов ДОУ;
· ознакомить коллектив учреждения с психолого-педагогической, социологической и медицинской литературой по обозначенной проблеме в рамках самообразования, участия в работе психолого-педагогических семинаров, коллоквиумов, читательских конференций и т.п.;
· провести пилотажное исследование;
· разработать модель становления, оптимизации качества жизни воспитанников дошкольного учреждения;
· сформировать план работы образовательного учреждения в новых условиях;
· провести ряд обучающих семинаров для специалистов учреждения по новой концепции ОУ, расширить технологический репертуар педагогов;
· разработать систему мониторинга образовательного учреждения;
· провести организационно-разъяснительную, пропагандистскую работу с родительской общественностью об идее становления и оптимизации качества жизни воспитанников в условиях детского сада оздоровительного типа;
· развернуть моделирование становления и оптимизации качества жизни воспитанников посредством обеспечения психологической безопасности в ОУ, реализации многообразия СРИ, формирования конфликтологической компетентности детей, их познавательной активности, приобщения к культуре здоровья, широкого применения физкультурной практики и закаливающих профилактических мероприятий.

3.2. Преобразующий этап (сентябрь 2008 — август 2011 г.)

Основная задача реализовать модель становления и оптимизации качества жизни воспитанников дошкольного учреждения.

Для этого необходимо:

· сформировать из специалистов образовательного учреждения, инициативной родительской общественности творческий актив для реализации концептуальных установок и генерации новых идей и мер, направленных на становление и оптимизацию качества жизни воспитанников;
· уточнить систему психолого-педагогического и социального мониторинга;
· обеспечить условия для реализации концепции становления и оптимизации качества жизни воспитанников и реализации исследовательского проекта (система стимулирования специалистов, непрерывное повышение психолого-педагогической компетентности субъектов ОЭР, обеспечение ресурсами и т.п.;
· обеспечить осуществление постоянного мониторинга, в случае необходимости — внесение корректив в замысел данного проекта.

3.3. Итоговый этап (сентябрь 2011 — декабрь 2012 г.)

Основная задача — подвести итоги ОЭР за весь период реализации исследовательского проекта, осуществить рефлексию полученного опыта, обобщить его результаты в итоговом отчёте и публикациях различного уровня, подготовить документальный обучающий фильм об опыте работы дошкольного образовательного учреждения.

Ханты — Мансийск, 2007