28 марта
Четверг
Мы рады приветствовать всех, кто интересуется жизнью нашего детского сада!

Программа развития МДОУ

Министерство образования и науки Российской Федерации

Комитет по образованию администрации города Ханты-Мансийска

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №7 «Елочка»

 

 

Комплексная реабилитация воспитанников в условиях детского сада оздоровительного типа

исследовательский проект

 

Руководитель проекта:

Рязанова В.С., руководитель МДОУ ДС № 7 «Елочка»,

 г.Ханты-Мансийска, Отличник народного просвещения.

Автор-разработчик, научный консультант:

Голиков Н.А. , заведующий  кафедрой  возрастной и педагогической

психологии Тюменского государственного университета,

 кандидат педагогических наук, доцент,

Почетный работник общего образования РФ.

Исполнитель:

коллектив МДОУ №7 «Елочка» г. Ханты-Мансийска

Актуальность

В настоящее время все большую остроту приобретает проблема гармоничного развития детей с ослабленным здоровьем. С тревогой констатируется факт сохранения тенденции  к увеличению численности таких детей как в целом в России, так и в тюменском регионе. На современном этапе культурно-исторического развития усилий одной медицины уже недостаточно. Так как здоровье представляет собой проблему, требующую активного участия в ее решении таких наук, как физиология, психология, педагогика, экология и др. (А. Г. Асмолов, В. И. Загвязинский, И. А. Аршавский, М. М. Безруких, И. И. Брехман и многие другие).

И те фрагментарные попытки объединения усилий специалистов разных областей знаний о ребенке, выражающихся в проведении медицинских осмотров детей, информировании о его результатах педагогов и родителей воспитанников, планирования совместной деятельности и т. д., как правило, не приносят существенных и конкретных результатов. Можно много сетовать на социально-экономические условия и отсутствие возможности гармонично воспитывать детей, но пока не сменится образовательная парадигма, не поменяется сознание специалистов, работающих с детьми, и не будут расставлены приоритеты в пользу сохранения здоровья детей, включая психическое, речь о прогнозировании достойного будущего нашей страны и прогрессивного ее развития просто не уместны. По данным академика, доктора военных наук Павлова ежемесячно погибает 40 полков наших современников, в год это количество увеличивается до 1 млн. 200тысяч и что самое страшное – большая  половина которых, в возрасте до 40 лет! Только в г. Тюмени ежедневно погибает от употребления наркотиков 4 человека в возрасте до 28 лет (С. С. Сабянин, 2001г), а ведь это бывшие воспитанники наших образовательных учреждений. Значит эти дети не получили должного внимания прежде всего со стороны семьи, педагогов, медицинских работников. Только объединив усилия всех субъектов формирования личности ребенка, включая его самого, используя средства медико-психолого-педагогического проектирования, расширяя и обогащая перспективы психосоматических его возможностей, как ближайшей, так и отдаленной, можно обеспечить гармонию человека с самим собой и окружающим миром, тем самым оптимально интегрировать его в общество.

Необходима разработка таких образовательно-оздоровительных проектов, в рамках которых медицинские и психолого-педагогические направления работы с ослабленными детьми изначально будут заданы в органичном единстве. Ее конкретизация предполагает не только создание специфического программно-методического обеспечения, но шире – отработку новых моделей дошкольных образовательных учреждений оздоровительного типа. Вместе с тем, в научной литературе теоретические основы комплексной реабилитации воспитанников в условиях детского сада оздоровительного типа, интеграции деятельности специалистов: педагогов, психологов, социальных и медицинских работников, логопедов, которая является развивающей оздоровительно-воспитательной, включающей здоровьесберегающие образовательные технологии, критерии ее эффективности, не разработаны, разноречивы трактовки «комплексная реабилитация», не определены подходы к ее реализации.

Исходя из сказанного, а также в соответствии с социальным заказом, отраженным в Программе развития образования г. Ханты-Мансийска на 2001-2006 год, МДОУ Детский сад №7 «Елочка» проводит исследование, направленное на формирование модели детского сада оздоровительного типа, реализующего программу комплексной реабилитации своих воспитанников.

1.Цель:

разработать и реализовать систему комплексных оздоровительно-образовательных мероприятий в условиях детского сада оздоровительного типа.

2. Задачи:

2.1.Разработать модель детского сада оздоровительного типа;

2.2.Определить оптимальное  сочетание психологических, медицинских и педагогических факторов  для  решения  проблемы сохранения  здоровья воспитанников в условиях  детского сада оздоровительного типа;

2.3. Разработать и экспериментально  проверить  эффективность программы развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми.

3. Сроки исполнения: сентябрь 2001- сентябрь 2006года.

4. Концептуальные положения

В нашей модели детского сада оздоровительного типа мы выделяем несколько компонентов:

Развитие двигательной активности. Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в преобладающем большинстве испытывают «двигательный дефицит», т.е. количество движений , производимых ими в течении дня , ниже возрастной нормы. Гипокинезия ведет к нарушению функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения), вызывает развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира.

В ряде экспериментальных работ установлено, что полноценное развитие движений с самого раннего возраста способствует формированию нервной системы, строения и функций опорно-двигательного аппарата и внутренних органов. Движения детерминируют развитие и нормальное функционирование таких важнейших систем организма ребенка – дошкольника, как костно-мышечная, дыхательная, сердечно-сосудистая, терморегуляционная. На физическое развитие и физическую подготовленность дошкольников экспериментально доказано влияние двигательной активности. Систематические занятия физическими упражнениями являются эффективным средством профилактики умственной работоспособности и, следовательно, большему объему усвоения программного материала. При организации двигательного режима, обеспечивающего оптимальный уровень двигательной активности, снижается число острых респираторных заболеваний, а группа часто и длительно болеющих детей сокращается в два раза.

Формирование навыков рационального дыхания. Развитие навыков рационального дыхания выступает как особая задача, предполагающая осмысленное освоение ребенком специфических инструментов саморегуляции витальных процессов, ее оптимального ритмического оформления. Поэтому многие дыхательные упражнения выполняют психокоррекционные функции.

Развитие осанки. Формирование правильной осанки имеет наиважнейшее значение для жизнеобеспечения человека. Задача развития осанки традиционно относится к числу приоритетных в деятельности педагогического коллектива ДОУ. В деятельности нашего детского сада оздоровительного типа представлен и многофункциональный комплекс адаптационной гимнастики, который получил особую значимость для детей с ослабленным здоровьем.

Использование системы эффективного закаливания. Многие исследования убедительно доказывают эффективность нетрадиционных методов закаливания, к которым относятся контрастные методики в пульсирующем режиме. Если традиционное закаливание предполагает адаптацию к холоду, то при создании пульсирующего микроклимата используется также и тепло, т.е. те два фактора, контраст между которыми (внезапное охлаждение после перегрева) чаще всего провоцирует заболевание ребенка. Создавая модель воздействия – тепло – холод – можно рассчитывать на выработку быстрых терморегулирующих реакций.

Организация оздоровительного режима с учетом состояния здоровья ослабленного ребенка. Оптимальный дифференцированный оздоровительный режим —  это регулярно повторяющаяся деятельность, но не инертная, монотонная, а динамическая, изменяющаяся в зависимости от вновь возникающих обстоятельств. Для правильной организации режима ослабленных детей необходимо соблюдать систему повторяющихся режимных моментов: времени приема пищи, укладывания на дневной сон, общей длительности пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещении. Остальные компоненты оздоровительного режима должны носить динамический характер. Особый акцент предусматривается в обеспечении разумного баланса между двигательной активностью  и отдыхом.

Эффективность оздоровительно-воспитательной работы обеспечивается не только последовательностью и повторяемостью этих моментов, но их содержанием, которые носит развивающий характер.

В структуру занятий статического характера  включаются особые двигательно-оздоровительные моменты. Их содержание составляют творческие задания на развитие мелких мышц руки, мимики и артикуляции, а также элементы психогимнастики.

Применение психогигиенических, психопрофилактических методов и средств. В оздоровительно–воспитательной работе дошкольного учреждения оздоровительного типа особое значение имеет изучение детской индивидуальности, поскольку индивидуальные различия среди ослабленных детей выражены резче, чем среди здоровых. При этом нужно создать условия для преобладания положительных эмоций  в ежедневном распорядке дня каждого ребенка.  Для этого необходимо применение таких психолого-педагогических средств, которые направлены на купирование и предупреждение негативных аффективных проявлений у детей. К ним относятся: индивидуальные беседы воспитателей и психологов с ребенком и родителями, подвижные , сюжетно-ролевые и особенно режиссерские игры, музыкотерапия, соответствующим образом организованные продуктивные виды деятельности, а также отдельные приемы рациональной психотерапии, техника мышечной релаксации как базовый компонент аутогенной тренировки.

Музыкальные занятия как средство гармоничного развития и оздоровления детей. Лечебное воздействие вытекает не только из возможности невербальной и не директивной, многообразной по форме выражения эмоциональной связи музыки с больным. Оно исходит из специфического воздействия основных первоэлементов – ритма, мелодии, гармонии, которые проникают в глубины психики.

Необходимо шире использовать возможность комплексного оздоровительного, коррекционного, развивающего музыкального воздействия на детей дошкольного возраста с проблемами здоровья с помощью различных видов детской музыкальной деятельности – восприятия, детского исполнительства (пения, движения под музыку, игры на детских музыкальных инструментах) и детского музыкального творчества с внедрением метода элементарного музицирования, оздоровительных методик на основе детского фольклора, элементов активной музыкотерапии.

Все компоненты нашей модели взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, ибо максимально положительный результат может быть достигнут благодаря высокой степени интеграции образовательной, оздоровительной и развивающей деятельности.

Уровни осуществления интеграции образовательной, оздоровительной и развивающей деятельности.

1.  Уровень согласования и синхронизации. Процесс согласования находит отражение в постоянном взаимодействии воспитателей группы, врача-педиатра, педагога-психолога, логопеда, родителей с целью обмена информацией, необходимой для получения «искомого продукта».

2.  Уровень взаимодействия достигается при систематичности и непрерывности деятельности, в процессе которой субъекты взаимодействия совместно прогнозируют, проектируют, реализуют, подвергают объективному анализу результаты своей деятельности, условия протекания взаимодействия, осуществляют своевременную коррекцию. Результаты взаимодействия находят отражение в Карте развития воспитанника.

3.  Уровень взаимопроникновения достигается при глубокой интеграции функций специалистов, обеспечивающих формирование положительных эмоций и личного комфорта детей в едином лечебно – оздоровительном процессе. Функции специалистов сохраняют свою профессиональную специфичность, но при этом взаимосвязаны на уровне реабилитационного процесса, координированы во времени, взаимно дополняют друг друга.

5. Этапы реализации

5.1. «Постановочно-организационный» (сентябрь 2001 – сентябрь 2002г.)

Цели:

  1. Анализ данных отечественных и зарубежных исследований по обозначенной проблеме, педагогической, медицинской валеологии, психологии, реабилитологии, здравоохранения.
  2. Изучить опыт здоровьесберегающей работы в ДОУ города, области, других регионах России и зарубежья.
  3. Создать материальную базу образовательного учреждения для решения задач комплексной реабилитации воспитанников.
  4. Изучить коллектив специалистов учреждения, выявить их творческий потенциал, способность поддержать и войти в опытно – экспериментальную работу.
  5. Изменить сознание специалистов учреждения, направить приоритетность их деятельности на сохранение здоровья воспитанников, оптимальную социально-психологическую адаптированность.
  6. Повысить психо-валео-педагогическую компетенцию сотрудников детского сада.
  7. сформировать основные конструкты модели детского сада оздоровительного типа, решающего задачи комплексной реабилитации воспитанников.
  8. Разработать систему стимулирования достижений специалистов образовательного учреждения в решении концептуальных задач сохранения здоровья воспитанников, их оптимальной социально-психологической адаптированности.

5.2. «Преобразующий» (сентябрь 2002 – сентябрь 2005 г)

Цели:

  1. Завершить формирование модели детского сада оздоровительного типа
  2. Сформировать научно обоснованные программы комплексной реабилитации детей с учетом их индивидуально-типологических особенностей.
  3. определить формы организации двигательного режима воспитанников, обеспечивающего оптимальный уровень двигательной активности.
  4. Разработать основные положения педагогики оздоровления, ее средства, формы, приемы; экспериментально доказать их эффективность.
  5. Разработать и внедрить в практику специалистов ДОУ «Карты индивидуального развития ребенка».
  6. Обеспечить высокий уровень интеграции деятельности специалистов по решению задач комплексной реабилитации воспитанников.
  7. Привлечь к самооздоровительной деятельности детей, их родителей.
  8. Расширить психолого-педагогические знания родителей, их компетентность в деле воспитания детей, сохранению их здоровья, включая психическое.

5.3. «Итоговый» (сентябрь 2005 – сентябрь 2006г)

Цели:

  1. Проведение анализа эффективности модели детского сада оздоровительного типа по сохранению здоровья воспитанников, их оптимальной социально-психологической адаптированности.
  2. Определение оптимального сочетания психологического, педагогического, медицинского взаимодействия для решения проблем комплексной реабилитации детей.
  3. Отработка и уточнение наиболее информативного психолого-педагогического аппарата, диагностирующего эффективность процесса влияния образовательно-оздоровительной деятельности в условиях комплексной реабилитации воспитанников.
  4. Издание программных документов, методических рекомендаций по организации, функционированию, развитию дошкольных образовательных учреждений оздоровительного типа, рекомендаций для родителей по воспитанию здоровых, социально активных детей и т.д.

6.Прогноз желаемых результатов

  1. Повысится общий уровень валеологической культуры всех субъектов образовательного процесса.
  2. В системе ценностей будет наблюдаться приоритет сохранения здоровья, который будет реализовываться в деятельности и поведении воспитанников, их родителей.
  3. Повысится качество здоровья воспитанников:

—         повысится резистентность организма детей;

—         сократится количество человеко/дней по болезни (респираторных заболеваний);

—         увеличится период ремиссии у детей группы «Д» учета;

—         снизится утомляемость на занятиях, повысится работоспособность;

—         увеличится «индекс» здоровья детей.

  1. В учреждении будут отсутствовать, а в быту значительно сократятся факторы риска, влияющие на состояние здоровья детей.
  2. Дети будут чувствовать себя комфортно.
  3. Повысится уровень подготовленности детей к обучению в школе.