28 апреля
Воскресенье
Мы рады приветствовать всех, кто интересуется жизнью нашего детского сада!

Вашему ребенку сложно найти друзей

Уважаемые родители!

Данный материал касается проблемы детских взаимоотношений.  Опыт подсказывает, что сейчас данная тема будет актуальна для многих родителей, особенно для тех, чьи дети в первый раз пришли в детский сад. Итак, что надо учитывать, если Вы столкнулись с проблемой «Ребенку сложно найти друзей, наладить взаимоотношения в группе».

                Во-первых, нельзя забывать, что дети, пришедшие впервые в детский сад, УЧАТСЯ общаться. И это бывает не только в 3 или 4 года, но и в 5, и в 6 лет, если раньше ребенок никогда не ходил в детский сад, и у не было опыта общения с другими детьми. Вы можете сказать: «Ну как же, ведь мы постоянно и на улице гуляем с другими детьми, и гости к нам приходят, и на развивающие занятия ходили с другими детками вместе…». Да, конечно, общение было. Но самостоятельным у детей оно было лишь до того момента, как случался какой-нибудь конфликт. Как только у детей проявлялось хоть какое-то недопонимание, кто всегда спешил на помощь? Правильно, — взрослые, находившиеся рядом (поделись, не жадничай и пр.). Но как только дети оказываются в социальной среде, где вопросы общения в основном приходится решать самостоятельно, вот здесь мы и можем увидеть, что не все удается, трудности есть. И эти трудности ребенку приходится преодолевать САМОМУ. Вначале это сложно. Именно поэтому так часто в детском саду можно услышать призыв, обращенный к воспитателю: «А он меня толкнул», «А она не дает игрушку» и др. Это всё еще простая детская надежда, что проблему можно решить легко и без усилий — при помощи ВЗРОСЛОГО.

               Во-вторых, давайте разберемся в «механизмах» детской дружбы. Впервые интерес к контакту с другими детьми возникает у 2-3-летнего ребёнка, который скорее поделится совочком и ведерком со знакомым мальчиком или девочкой, чем с неизвестным, даст машинку и куклу сверстнику, а не взрослому. Становясь старше, дети 3-7 лет будут дружить с теми, кто предложит поиграть со своими игрушками или угостит конфетами, не станет ябедничать, плакать и драться. Слово «друг» прочно закрепляется в детском словаре. Дружба для 3-6-летнего ребёнка — это возможность ходить в гости, играть вместе, веселиться, защищать от обидчиков и жалеть друга, а также прощать товарища и извиняться перед ним. Практически все дружеские взаимоотношения в этот период строятся на принципе «добро за добро, зло за зло».
Из сказанного мы можем сделать очень важный вывод — ребенка надо учить дружбе. Только учить не так, как мы привыкли, — прямыми указаниями (кстати, указания эти не всегда бывают адекватны: сразу вспоминается популярное родительское «Дай сдачи!»), а вырабатывать у ребенка те навыки, которые помогут ему легко наладить отношения с другими людьми. Например, очень важно научить ребенка выходить из конфликтных ситуаций РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ. Как это можно сделать? Можно поменяться, поделиться, пообещать другому что-то более интересное за возможность обладать сейчас этой игрушкой и пр. В конце концов, можно и уступить, — это тоже вполне грамотная стратегия в коммуникации.

          Также важно учить ребенка сочувствию, сопереживанию. Вопрос этот очень тонкий, мы с вами прекрасно понимаем, что и у взрослых то не всегда развита эмпатия (от англ. empathy — сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого, проникновение в субъективный мир другого). Но многое зависит от фундамента, так что сейчас самое время учить сына или дочку жалеть и заботиться о других. Только не надо принуждать ребенка к любви и жалости. Скорее следует обсуждать, говорить о своих чувствах, спрашивать о чувствах ребенка и вырабатывать совместные шаги помощи кому-то нуждающемуся. Помните, что можно было прочитать в детских книжках или увидеть в детских фильмах: «Мама, эта собака будет жить у нас, она бездомная и хромая, она сама не выживет». Кстати, хорошо подобранная детская литература может стать неоценимым подспорьем в обучении ребенка взаимоотношениям. На лекциях для взрослых людей можно привести в пример книги Астрид Линдгрен. Они полезны не только детям, но и взрослым, потому что во многих рассказах автора показано, какие они — идеальные или почти идеальные родители. Но это уже тема отдельного разговора.

           Третий аспект, на который хотелось бы обратить Ваше внимание — каждый ребенок очень индивидуален. Проявления его поведения могут серьезно отличаться от сверстника. Это связано не только с особенностями нервной системы, темперамента, но и с условиями развития. Следовательно, и во взаимодействии с другими дети проявляют себя по-разному. Порой даже не совсем так хорошо, как нам, взрослым того хотелось бы. И вот здесь, опять вспомню Астрид Линдгрен и ее Карлсона: «Спокойствие! Только спокойствие!». И впрямь не надо паники. Уверена, что у вас тоже есть черты, которые не нравятся вашим маме и папе и они вас учат и учат…  Не следует «подгонять» ребенка под того, который умеет, дружит, общается и пр. Наш с Вами — другой, и формироваться все эти качества у него могут по-другому. Задача любящих взрослых — поддерживать, давать те знания, которые помогут, прививать те навыки, которые выручат в трудную минуту.

          В-четвертых, у ребёнка проблемы с приобретением друзей могут возникнуть также и в связи с личностными (повышенная эмоциональность, замкнутость и застенчивость) и внешними особенностями (тучность, неприятные черты лица, особенности в развитии). Должна отметить, что в дошкольном возрасте этот аспект выражен менее остро, чем, например, в подростковом (подростковая компания довольно жесткое сообщество, где неспособный вписаться в группу безжалостно изгоняется), но все же встречается. В этом случае хотелось бы порекомендовать пообщаться с воспитателями, психологом, выработать единую стратегию поведения. Ведь наша общая цель — помочь ребенку стать частью коллектива (настолько, насколько ему это необходимо). Если, уважаемые родители, у Вас именно этот случай (например, ваш ребенок гиперактивный, что влечет за собой проблемы отношений, т.к. он слишком импульсивен, может, не подумав сломать какие-то детские постройки, испортить рисунки, не умеет играть по правилам и пр.), то в первую очередь… следует поработать над собой.
Механизм, который срабатывает в таких случаях, может быть примерно следующий: у моего ребенка нет друзей — его все обижают — но он ведь всего лишь ребенок — как они этого не понимают — безжалостные дети — воспитатели его плохо защищают — мне надо самой (самому) его защищать.

Такой подход не ведет к разрешению проблемы, это тупик. Обратите внимание, что от обиды мы встаем на позицию защиты вместо того, чтобы помогать ребенку искать пути к налаживанию взаимоотношений.

Если вы это поняли, приняли проблему, имеющуюся у ребенка, то добро пожаловать: мы с воспитателями всегда поможем Вам.