Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы
Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувств патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Рабочая программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы, реализуемой в Учреждении, и призвана обеспечить взаимодействие воспитания в дошкольном образовательном учреждении и в семьях детей от 2 лет до 8 лет.
Цель воспитания – личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:
1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;
3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в российском обществе.
Направление воспитания: патриотическое
1. Формирование у детей начальных чувств патриотизма, гражданской солидарности, уважение к закону и правопорядку;
2. Формирование уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, осознание себя гражданином России.
3. Воспитание любви к своей малой Родине и стране, гордости за их достижения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации.
4. Воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа.
5. Воспитание уважительного отношения к народу России в целом, своим соотечественникам и согражданам представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности.
6. Воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к родной природе.
7. Ознакомление с историческим контекстом возникновения объектов культурного наследия города Ханты-Мансийска.
8. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры Югры, посредством введения ребенка в мир культуры и быта коренных народов.
Направление воспитания: социальное
1. Формирование у ребенка позитивного образа семьи, как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству; понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о старших и младших, ответственность за другого человека.
2. Формирование навыков, необходимых для жизни в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила.
3. Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма.
4. Формирование речевой культуры как способности воспринимать, транслировать и порождать тексты на родном языке из числа языков народов России — русском, как государственном языке межнационального общения; проявлять осознанное и творческое отношение к языку.
5. Формирование полоролевых позиций (нормы поведения, присущие девочкам и мальчикам).
Направление воспитания: познавательное
1. Формирование у ребенка любознательности, наблюдательности, потребности в самовыражении, в том числе творческом.
2. Поощрение и поддержание у ребенка активности, самостоятельности, инициативы в различных видах деятельности и в самообслуживании.
3. Способствование формирование у ребенка первичной картины мира на основе традиционных ценностей российского общества.
4 Ознакомление с национально-региональным наследием Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, через знакомство с творчеством югорских писателей (поэтов, сказительниц): А.М.Коньковой, Ю.Шесталова, М.Вагатовой, А.Тарханова.
Направление воспитания: физическое и оздоровительное
1.Способствование закаливанию организма, повышению сопротивляемости к воздействию условий внешней среды; укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию рациональной осанки;
2. Развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям, формирование представлений в области физической культуры, спорта, здоровья и безопасного образа жизни;
3. Формирование у ребенка основных навыков личной и общественной гигиены.
4. Формирование и поддержание у ребенка стремления соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде), природе.
5. Ознакомление с элементами национальных видов спорта, приобщение детей к участию в национальных играх коренных народов Севера — манси и ханты.
Направление воспитания: трудовое
1. Формирование у детей чувства взаимного уважения к человеку труда и старшему поколению; развитие духовной, культурной и социальной преемственности поколений; воспитание трудолюбия, бережливости, способности к преодолению трудностей, ответственность за результат труда.
2. Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования.
3. Формирования трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).
Направление воспитания: этико-эстетическое
1.Формирование у ребенка способности воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве.
2.Формирование и поддержание у детей стремления к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности.
3.Формирование у ребенка основ художественно-эстетического вкуса.
4.Формирование у детей культуры поведения в соответствии со своим полом.
5.Ознакомление с ремеслами Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.
6.Ознакомление с творчеством художников нашего региона: В.Кузько, В.Гаврилова, Г.Райшева, М.Бронникова, В.Игошева, М.Тебетева.
Программа воспитания в контексте «Истоков» способствует решению задач:
1.Развития духовно-нравственных основ образования;
2.Интеграции обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной культуры;
3.Формирования гражданской ответственности и осознанию обучающимися, родителями (законными представителями) и педагогами духовного смысла служения Отечеству;
4.Приобщения в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного социума;
5.Укрепления статуса учреждения как социального института, способствующего стабилизации и консолидации социума.
Результаты освоения воспитанниками
программы воспитания
ПОРТРЕТ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (к 8-ми годам)
Направление воспитания |
Ценности |
Показатели |
Патриотическое |
Родина, природа |
• Любящий свою малую родину и имеющий представление o своей стране, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям. |
Социальное |
Человек, семья, дружба, сотрудничество |
• Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку, проявляющий задатки чувства долга: ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми. • Освоивший основы речевой культуры. • Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел. |
Познавательное |
Знания |
• Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества. |
Физическое и оздоровительное |
Здоровье |
• Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, стремящийся соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде), природе. |
Трудовое |
Труд |
• Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности, проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности. |
Этико-эстетическое |
Культура и красота |
• Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками художественно-эстетического вкуса. |