02 мая
Четверг
Мы рады приветствовать всех, кто интересуется жизнью нашего детского сада!

Экскурсия – средство приобщения к изобразительному искусству родного края

Душой к прекрасному искусству

«Подлинную красоту воспринимает только
чистая, прекрасная душа. Душа ребенка…
Прекрасное не терпит лжи…
Если душа осквернена ложью,
глаза не видят прекрасного.
Ложь уничтожает красоту, а красота – ложь»
поэт Э. Межелайтис

3Потребность в красоте и доброте отмечается с первых дней его жизни. Как важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю жизнь. Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях.
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство. Предложенный материал поможет педагогам и родителям в ознакомлении дошкольников с изобразительным искусство, в приобщении их к искусству родного края.

Искусство говорит образным языком, оно наглядно, что близко ребенку дошкольного возраста. Влияние искусства на становление личности ребенка, его развитие велико. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без побуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.
Воспитание творческого восприятия природы или любого вида искусства пробуждает у детей способность чувствовать в этом гармонию, красоту и создавать их в любой своей деятельности, в любых жизненных ситуациях, во взаимоотношениях с людьми, с окружающим миром.

Экскурсия как одна из форм обучения6

Экскурсия – это целенаправленный, заранее запрограммированный процесс. Организаторы экскурсии задолго до ее начала должны иметь четкое представление о том, что участник экскурсии будет видеть, слышать и ощущать и к каким выводам он может прийти. Основой экскурсии является наличие двух основных элементов – показа и рассказа. Их правильное сочетание позволяет добиться высокой эффективности экскурсии.
Экскурсия представляет собой целенаправленный наглядный процесс познания окружающего человека мира, построенный на заранее подобранных объектах в естественных условиях или расположенных цехах промышленного предприятия, помещениях лаборатории, научно-исследовательского института, залах музея, выставки, мастерской художника и др.

Экскурсия как форма патриотического воспитания детей одновременно выполняет следующие функции:
 информационная
 организация культурного досуга
 расширение культурно технического кругозора
 формирование интересов человека

5Экскурсия, как и любая другая форма культурно воспитательной работы имеет свои признаки (особенности) в организации, методике подготовки и проведения:
1. Протяженность по времени проведения
2. Наличие экскурсионной группы
3. Наличие квалифицированного руководителя – специалиста в определенной отрасли знаний, обязанности которого выполняет экскурсовод
4. Показ экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений
5. Передвижение участников мероприятия по заранее составленному маршруту
6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы

Классификация экскурсий:
 По содержанию — обзорные (многоплановые) и тематические;
 По месту проведения – городские, загородные, природоведческие, производственные и музейные;
 По способу передвижения – пешеходные и с использованием различных видов транспорта;
 По форме проведения – экскурсия-массовка, экскурсия прогулка, экскурсия с использованием кинофильма, экскурсия — обсуждение, экскурсия — концерт, «экскурсионный спектакль».

При планировании системы экскурсий нужно иметь в виду следующее:
 экскурсия должна обеспечить первоначальное яркое целостное восприятие предметов и явлений, что диктуется особой ролью эмоционального фактора в пробуждении и развитии у детей любознательности, познавательных интересов;
 для расширения, углубления, обобщения представлений детей о знакомом объекте или явлении проводятся повторные экскурсии. Повторные экскурсии раскрывают перед ребенком изменения, новые качества и свойства в том объекте, явлении происходят заметные и качественные сдвиги;
 постепенное усложнение программного материала должно происходить в двух направлениях: за счет расширения круга наблюдаемых явлений и за счет последовательного углубления и обобщения знаний об одних и тех же явлениях;
 на каждой экскурсии образовательные и воспитательные задачи следует решать в единстве, поэтому нужно планировать объем знаний и умений; продумывать, какие чувства, отношения, нравственные качества, эстетические переживания будут активизированы.

4Для психологической установки, которая создается у детей на подготовительном этапе экскурсии, используются такие педагогические приемы и средства:
 сообщение новых, интересных для детей сведений о предметах и явлениях, с которыми им предстоит встретиться на экскурсии;
 актуализация опыта детей;
 использование произведений искусства с целью воздействия на эмоциональную сферу ребенка, так как это, в свою очередь, обостряет наблюдательность, восприятие.

В ходе самой экскурсии используются различные методы обучения, но ведущим является наблюдение. Сначала детям предоставляется возможность познакомиться с объектом в целом. Непосредственное восприятие можно усилить художественным словом: сам педагог или кто-то из детей читает стихотворение (отрывок). От целостного восприятия объекта (явления) педагог ведет детей к его анализу, что дает основу для углубленного познания. При этом используются вопросы разных типов:
 нацеливающие внимание, требующие констатации фактов (как называется, какие части, какими обладает качествами, особенностями);
 активизирующие мышление, требующие сравнения, сопоставления, различия, обобщения (для установления связей, отношений);
 стимулирующие деятельность воображения, побуждающие к творческому мышлению, к выводам, суждениям.
Пояснения на экскурсии должны касаться того, что дети непосредственно воспринимают, и быть краткими, точными.
На некоторых экскурсиях основным методом обучения становится беседа, которую взрослый заранее готовит.
В процессе экскурсии важно поддерживать мыслительную активность детей. С этой целью используются приемы, стимулирующие познавательный поиск: детям предлагают задать вопросы о том, что они воспринимают, что их заинтересовало, что кажется непонятным; вспомнить соответствующее стихотворение, пословицу, народную примету, загадку.
В конце экскурсии подводится итог: что узнали, увидели. Можно предложить нескольким детям рассказать о том, что им понравилось, что было особенно интересно.

1Послеэкскурсионная работа направлена на расширение уточнение, систематизацию знаний, на упрочнение чувств, отношений, зародившихся на экскурсии. Для этого используются такие приемы:
 оформление материалов, принесенных с экскурсии. Это могут быть шишки, камни, растения для гербария и др.;
 обращение к художественным произведения (книга, музыка, песни, репродукции, предметы декоративно-прикладного искусства), с помощью которых усиливается впечатление экскурсии, а дети побуждаются к сравнению предлагаемого с тем, что непосредственно воспринимали;
 работа в уголке книги (оформление альбомов, «Наш город», «Наш парк», «Кто живет в лесу», «Как трудятся люди нашего города» и др.), в уголке природы (изготовление макетов, коллекций, гербариев);
 организация игр (режиссерских, дидактических, сюжетно-ролевых, и т.п.);
 обобщающие беседы, которые проводятся по завершению блока образовательной работы по определенной тематики.

Тематика экскурсий

Слово «тема» в переводе с греческого означает «то, что положено в основу». Тема связана с такими понятиями, как «цель» и «идея». Тема предусматривает не только изложение определенного материала, но и изложение определенного материала, но и изложение четких идейных позиций. Идея – замысел экскурсии, ее главная мысль. Тема и идея составляет идейно-тематическую основу произведения.
Тема в экскурсии – предмет показа и рассказа. Формулировка темы представляет собой краткое, концентрированное изложение основного содержания экскурсии.
Главные требования к тематике экскурсий – актуальность, разносторонность, соответствие запросам и интересам детей, связь с современностью.
Особое место в ознакомлении детей с искусством родного края, принадлежит экскурсиям, тематика которых преследует знания о родном городе, крае, культуре, живописи, народному творчеству и его творцах. Постигая на таких экскурсиях новые знания, дети начинают активно общаться между собой, и с взрослыми. Познавательный интерес отражается в играх, в рисунках детей и в других видах творческой деятельности.
Тему экскурсии не следует смешивать с ее названием.
Задача темы – сконцентрировать внимание детей на определенном круге объектов и событий, последовательном и логическом изложении материала.
Задача названия – активизировать внимание детей, заинтересовать их, подготовить к предстоящей экскурсии.
Название экскурсии должно быть точным.
 «На берегу Иртыша»
 «Вдоль да по речке, вдоль да по широкой»
 «Одежда народов Сибири»
 «В гостях у вечернего города»
 «Золотыми руками народных умельцев»
 «Улицы города»
 «Расскажут бронза и гранит»
 «Живопись Югры»
 «Леса окружающие нас»
 «Как создаются картины» и другие.
Проводя экскурсии такого плана, мы приобщаем детей к искусству родного края, учим любить свой край, землю, жителей, тем самым сохраняем, укрепляем национальные обычаи, традиции даем подрастающему поколению фундамент для развития духовной культуры, искусства малой Родины.

Места проведения экскурсий в городе Ханты-Мансийске

По месту проведения различают экскурсии – городские, загородные, природоведческие, производственные, музейные.
Городская экскурсия– предусматривает показ всего города или одной из его частей. Городская экскурсия может быть посвящена подробному знакомству с одним из микрорайонов, одной из улиц или площадей.
Загородная экскурсия – организуется за пределами данного города, расстояние до конечного пункта следования обычно не превышает 100 км.
Производственная экскурсия – местом проведения являются: комбинаты, стройки, речные порты, вокзалы, аэропорты, научные, информационные центры, лаборатории и пр.
Музейная экскурсия – исторические, искусствоведческих, технические, естественнонаучные, краеведческие и т.д.
Природоведческая экскурсия – местом проведения является естественная природная среда, заповедники, заказники, в природу. Существуют экскурсии ботанические, зоологические, геологические, гидрологические, экскурсии к памятникам природы и т.д.

Государственный музей Природы и Человека
(ул. Мира, 11)
Его роль в сборе и сохранении знаний, традиций Югры, имен и заслуг его жителей.
В настоящее время в его фондах более ста тысяч единиц хранения. В составе музейного хранения:
палеонтологическая коллекция,
коллекции по археологии и этнографии,
документальные и письменные источники,
фотофонд,
фонд редкой книги, и многое другое.

Музей под открытым небом «Торум Маа»
Знакомит с этнографией культурой и традициями обских угров знакомит хантымансийцев и гостей города.

Музей геологии, нефти и газа
(ул. Чехова,11)
На сегодняшний день фонды музея располагают собранием свыше одиннадцати тысяч экспонатов. Его экспонаты рассказывают о строении Земли и космоса, об истории нефтегазодобывающей отрасли, совершивших трудовой подвиг в середине XX века.
Коллекции горного хрусталя,
Коллекция минералов «Таблица Менделеева в недрах Югры»,
Коллекция документов и фотографий, отражающих, шаг за шагом, становление нефтегазодобывающей отрасли на земле и многое другое.

Дом-музей народного художника СССР В.А. Игошева
(ул. Лопарева,7)
Любовь художника В.А. Игошева к Югорской земле породила миру сотни произведений искусства, воспевающих красоту северного края, рассказывающих о жизни его народа.

Картинная галерея Фонда поколений
Представляет одну из лучших в Сибири коллекций русского искусства. Собрание включает более 300 произведений и состоит из трех главных разделов: древнерусской иконописи, русской живописи и графики, декоративно-прикладного искусства. В коллекции галереи – раритетные иконы XV-XVI веков, произведения великих мастеров – Рокотова, Тропинина, Репина, Айвазовского, Сурикова, Левитана.

Галерея-мастерская Г.С. Райшева
Поражает самобытностью и разнообразием тематика творчества художника-символиста о жизни коренных жителей Югры.

Природный парк «Самаровский чугас»
 Этнографический музей «Торум Маа»
 Эколого-просветительский центр «Шапшинское урочище»
 Архитектурные достопримечательности города
 МУ «Городской информационный центр»
 «Биатлонный центр»
 «Югорская долина»
 Православный храм «Во имя Воскресения Христова»
 Храм иконы Божией матери «Знамение»
 Аэропорт
 Речной вокзал
 Аллея сказок
 Парк Победы и другие.

Педагог по изодеятельности Овсянкина Л.В.