02 мая
Четверг
Мы рады приветствовать всех, кто интересуется жизнью нашего детского сада!

Дидактические игры

Приобщение детей старшего дошкольного возраста
к изобразительному искусству родного края

 

Искусство в жизни ребенка занимает особое место среди других эстетических ценностей и играет большую роль в жизни ребенка. Искусство несет в себе отражение как существующих, так и давно исчезнувших вещей, явлений природы и людей, сохраняет их образы для нового общества. В процессе восприятия искусства дети учатся понимать и наслаждаться художественными произведениями, формируется эстетическое сознание, это побуждает в ребенке стремление, желание создать новые эстетические ценности.
Ознакомление с изобразительным искусством – это одна из задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Педагог должен научить видеть произведения искусства, как целостный образ мира, показать, как художники создают вековую красоту с помощью живописи, скульптуры, архитектура, декоративного искусства.
Один из методов обучения — дидактическая игра. Играя, дети быстрее и легче усваивают знания, полученные на занятиях. Игра дает возможность многократного и ненавязчивого повторения полученной информации, она развивает интеллект, фантазию, воображение, творческие способности.
Предложенное методическое пособие поможет приобщить детей старшего дошкольного возраста к искусству Родного края. На основе дидактических игр дети получат возможность, познакомится с архитектурными памятниками, живописью, художниками, орнаментальным искусством Родного края. Дети разовьют свои творческие способности, научаться ценить и любить Родной края.

«По улицам города»

Цель: Закреплять и уточнять знания детей об известных достопримечательностях родного города. Закреплять названия улиц, рассказывать какие на этих улицах возведены архитектурные здания. Воспитывать любовь к своему городу.

Материал: Наборы открыток с улицами города, иллюстрации с изображением архитектурных построек 2-х видов (открытка и мини карточка на стойке). Карта города (с увеличенными улицами). Фишки для правильного ответа.

Содержание: Взрослый разворачивает карту и предлагает назвать главные улицы города, затем показывает открытки  с изображением этих улиц и фрагментами зданий – задача детей назвать улицу и постройку. За правильный ответ ребенку выдается фишка и право разместить на карте это здание изображенное на карточке-стойке. Победил тот, у кого больше всего фишек.

            «Музеи города»

Цель: Закреплять знания детей о музеях города, их месторасположение в городе, назначение, какие залы есть. Учить правилам поведения в музее. Воспитывать любовь к искусству, уважение к профессии музейных работников.

Материал: Наборы открыток, предметы искусства разных видов (декоративное, изобразительное)

Содержание: Дети вместе со взрослым рассматривают фотографии о музеях города. Вспоминают правила, месторасположения музеев и т.п. Затем педагог предлагает детям организовать свой мини музей. Одна группа детей организуют выставку картин, другая выставку декоративного искусства. В группах выбираются экскурсовода и знакомят детей с экспозициями. Самый лучший экскурсовод получает значок.

«Геральдика округа»

Цель: Закреплять знания детей о геральдике, стилизации и колере изображения герба, флага. Воспитывать любовь к городу, стране.

Материал: Карточки с изображением герба, флага родного края и страны. Набор готовых деталей разного цвета для составления гербов, флагов. Карточки – ошибки. Фишки для победителей.

Содержание: Дети рассматривают карточки с изображением гербов, флагов. Затем самостоятельно выкладывают из деталей герб или флаг, правильно выбирая колер, символ. На карточках-ошибках дети называю, что изображено не верно. За правильный ответ выдаются фишки, у кого больше тот победитель.

«Художники Югры»

Цель: Закреплять знания детей о художниках, которые посветили свое творчество Югре – М.Е. Бронников, В.В. Гаврилов, А.Д. Гайнанов, Н.Д. Иванов, А.Ф. Мухаметова, М.А. Тебетев, В.А. Игошев, Раишев. Воспитывать любовь к творчеству художников и родному краю.

Материал: Фотографии художников, набор открыток с картинами художников.

Содержание: Дети организовывают выставку одного из художников, называют что изображено, определяют жанр изобразительного искусства.  Эту игру можно организовать также как и лото.

«Исправь картину»

Цель: Закреплять знания детей о жанровой живописи, учить понимать ее. Развивать художественный вкус и подбирать недостающие части картины.

Материал: Карточки с изображение большой части репродукции картины, другие мелкие находятся в общей коробочке со всеми остальными частями других картин. Репродукции картин разрезаны следующим образом: 2-3 репродукции разрезают одинаково (для сложности подбора) причем, репродукция не просто разрезается, а от нее отрезают неровной линией из разных мест маленькие части, а большую – основу приклеивают на картон.

 Содержание: Дети рассматривают внимательно карточки, пытаясь определить, что изображено, определяют форму вырезанных частей, колер, содержание недостающего фрагмента и отыскивают его общей коробочке.

«Волшебные кубики»

Цель: Закреплять знания детей об искусстве родного края. Прививать бережное отношение к достояниям искусства. Воспитывать чувство гордости за родной край.

Материал: Кубики 6-12 штук на гранях, которых изображены:  произведения художников, архитектура, скульптура, какие то музейные экспоната или заповедные места, и точно такие же изображения на карточках.

Содержание: Дети, опираясь на карточку должны самостоятельно сложить из кубиков точно такой же изображение, после назвать вид или жанр искусства, как назевается, где расположен и т.п.

«Родные места»

Цель: Закреплять знания детей о просторах родного края, реках, озерах, лесов, долин. Воспитывать любовь к родному краю.

Материал: Большая иллюстрированная карта, на которой изображены самые известные места родной природы и в разное время года. Игрушки-киндеры: машина, лодка, лыжник, человечек, вертолет, спасатель. Набор загадок, вопросов (содержание должно соответствовать тематике города) для преодоления препятствий.

Содержание: Педагог размещает на полу большую карту, дети садятся возле нее и отправляются в путешествия сначала все вместе, потом дети могут играть самостоятельно, как один ребенок, так и в паре, команде. На карте размещены обязательно начало пути и конец, стоянка для транспорта, станции (фотография места прибытия), препятствия (путь преграждает сломанное дерево, болото, обрыв и т.п.). Возможны варианты пути (река, воздух, земля). Дети выбирают транспорт, дорогу и отправляются в путь. Если на пути встречается препятствие, дети могут поменять транспорт, если это возможно или должны отгадать загадку, ответить на вопросы. Потом продолжить путь.

Примечание: В игре дети могут только один раз воспользоваться транспортом одного вида, т.е. при замене транспорта первоначальный отправляется на стоянку. В экстренных случаях используется спасатель, который поможет добраться обратно до начала пути (вернуться домой).

«Обитатели природы»

Цель: Закреплять знания детей об обитателях природа родного края. Формировать знания о характерных особенностях их внешнего вида. Развивать умение рисовать животных, птиц, раб. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: Карточки с изображением животных, раскраски, изобразительный материал.

Содержание: Дети рассматривают иллюстрации, называют кто изображен. Затем раскрашивают раскраску, на которой изображено точно такое же животное, подбирая правильные способы и приемы изображения, выбирают правильное цветовое решение

«Закончи орнамент»

Цель: Закреплять знание мансийских орнаментов. Учить выделять характерные признаки орнамента и их отличия от других. Упражнять в составлении, подборе и рисовании линейного орнамента, их основных элементов (треугольников, квадратов, прямоугольников, крестообразных узоров), и располагать по мере усложнения. Развивать зрительное внимание, память. Воспитывать чувство прекрасного.

Материал: Карточки с изображением готового орнамента, фрагмента и разрезанного на части; карандаш или фломастер; набор нарезанных элементов орнамента из бумаги.

Содержание:

1 вариант: Взрослый раздает карточки с изображением целого орнамента, задача детей внимательно рассмотреть, запомнить и назвать его. Затем на второй карточке дети выкладывают начатый орнамент из готовых бумажных форм.

2 вариант: Дети после того, как рассмотрели готовый орнамент, на карточке №3 по клеткам дорисовывают элементы орнамент.

3 вариант: Опираясь на показанный педагогом орнамент, дети складывают такой же из разрезанных частей орнамент.

«Национальная одежда»

Цель: Закреплять знания детей о национальной одежде ханты и манси, называть из чего сделана, чем украшена, когда, кто и где носили. Формировать у детей стремление сохранять традиции мастеров-умельцев.

Материал: Иллюстрации, фотографии с изображением одежды народов ханты и манси, ее аксессуары.

Содержание:

            1 вариант: Педагог показывает иллюстрации, дети называют, какая одежда изображена, кому принадлежит, чем украшена, как называется орнамент и т.п.

            2 вариант: После просмотра иллюстраций педагог предлагает поиграть в «Аукцион» — условия одежду  (изображение на иллюстрации) приобретет тот, кто больше расскажет о ней.

            3 вариант: Организуется выставка, задача мальчиков организовать «Выставку» мужской одежды, а девочек – женской и прилагающие к ней аксессуары. 

«Коллекция»

Цель: Закреплять знания детей о предметах обихода, быте народов ханты и манси и их национальных традициях.

Материал: Изделия быта, обихода или открытки-фотографии с их изображением. Карточки-символы с изображением: предметы быта – нарисован «домик», охота – «лиса», рыбалка – «рыба», праздники – «бубен», рукоделие – «иголка», игрушки – «кукла»

Содержание:

1 вариант: Педагог раздает детям карточки-символы, по которым дети определяют кто, что будет коллекционировать. Затем педагог показывает предметы, а дети, если правильно его назовут и расскажут о нем – получат этот предмет в свою коллекцию.

2 вариант: У детей большие карты с изображением символа, а маленькие карточки (фото или открытки с изображением предмета) лежат в центре стола изображением вниз. Предлагается взять по одной карточке. Если изображен предмет из его коллекции – оставляет себе, если нет – кладет карточку обратно и картинки перемешиваются. Побеждает тот, кто первым соберет коллекцию. Большие карточки (коллекции) могут состоять из 4, 6 предметов.

«Реставраторы»

Цель: Закрепить знания детей в рисовании орнаментов. Развивать у детей наблюдательность. Упражнять в рисовании графическими материалами.

Материал: Силуэта одежды, предметов быта, аксессуаров на которых не до конца изображены орнамента. Карандаши или фломастеры.

Содержание: Дети выбирают понравившийся силуэт дорисовывают орнамент и называют его.

«Нарядные кубики № 1» 

Цель: Формировать у детей умение находить элементы орнамента, правильно подбирать и соединять разрезные части в целое. Закреплять названия орнамента. Воспитывать любовь к народным промыслам.

Материал: Набор кубиков от 6 до 9 штук. На гранях кубиков наклеены разрезанные части от целого орнамента, и карточки с изображением этого орнамента.

Содержание: Ребенок, опираясь на карточку должен самостоятельно сложить из кубиков точно такой же орнамент после назвать его.

«Нарядные кубики № 2»

Цель: Закреплять знания детей о декоративно-прикладном искусстве народов Севера. Формировать у детей умение находить и правильно подбирать разрезные части в целое. Воспитывать любовь к народным промыслам.

Материал: Набор кубиков от 6 до 9 штук. На гранях кубиков наклеены разрезанные части от целого изображения декоративного ремесла (изделие из бересты, кукла Акань, нагрудное украшение и т.п.) и карточки с этими изображениями.

Содержание: Ребенок, опираясь на карточку должен самостоятельно сложить из кубиков точно такое же, после назвать его.

 «Расшифруй орнамент»

Цель: Расширять знания детей о типах мансийских орнаментов (линейный, розетка). Закреплять названия орнамента. Развивать воображение, находя общие черты окружающей действительности с орнаментами.

Материал: Иллюстрации с изображением окружающего мира: природа, животные. Карточки, разделенные на две части, на одной изображен орнамент, а другая пустая.

Содержание: Детям предлагается из большого количества иллюстраций найти ту, которая зашифрована в орнаменте, назвать и разместить  в пустой клеточке.

Материал подготовила Овсянкина Л.В., воспитатель ИЗО