02 мая
Четверг
Мы рады приветствовать всех, кто интересуется жизнью нашего детского сада!

«Организация самостоятельной музыкальной деятельности»

23-0-0

В «Программе воспитания в детском саду» есть раздел «Игра и организация жизни детей», в котором выделен подраздел «Самостоятельная художественная деятельность». Она объединяет действия детей, связанные с разными видами искусства (рисованием, пением, чтением стихов и т.д.) каждое из которых имеет свое самостоятельное развитие.

Основным источником самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников являются музыкальные занятия, на которых ребенок получает первоначальные сведения о музыке, овладевают певческими, музыкально-ритмическими умениями и навыками, приемами игры на инструментах. Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность.
Широкий фоновый источник создают музыкальные впечатления от окружающей жизни, поскольку ребенок слушает радио, аудиозаписи, смотрит телепередачи, посещает с родителями детские спектакли, концерты, кинофильмы. Проводимые в детском саду праздники и вечера-развлечения также служат немаловажным источником самостоятельной музыкальной деятельности. Это яркие страницы жизни ребенка. Многие воспитатели отмечают, что сразу после проведения праздников дети незамедлительно откликаются на них в своих играх. Чем ярче полученные впечатления, тем интереснее дети музицируют.
Необходимое условие для формирования самостоятельной деятельности – создание определенной материальной развивающей среды: музыкальных уголков, зон, студий и др. В таком уголке уже в средней группе должен быть набор технических средств: магнитофон или СД-плеер, диски, аудиозаписи, настольно-печатные игровые пособия, инструменты (как озвученные, так и неозвученные, т.е. макеты, изготовленные воспитателями), кроме того различные пособия-самоделки для проведения дидактических упражнений, хорошо иллюстрированные «нотные тетради» по песенному репертуару, дирижерская палочка. Здесь же вывешивать и периодически менять портреты композиторов классиков, авторов музыки для детей. В младших группах необходимые пособия вносятся в игровую зону, так как у детей еще нет опыта музыкальной деятельности, они не могут исполнять музыку, а лишь играют в нее, включают ее элементы в сюжетно-ролевые игры. Это неваляшки, шарманки, кубики, органчики, колокольчики, шуршалки.

0-98-0
Дети рассматривают их, пытаются извлечь отдельные звуки или фиксированную мелодию. Пособия для старших детей, по определению Н.А.Ветлугиной, бывают двух видов: требующие участия взрослого – магнитофонные записи, СД, и технические (радио, телевизор), а также те, которыми ребенок может пользоваться самостоятельно (металлофоны, барабаны, бубенцы, трещотки, музыкально-дидактический материал, комплекты кукольных театров, элементы костюмов, фланелеграфы, ноты-самоделки, самодельные игрушки и т.д.
Первые проявления самостоятельности возникают в различных видах детской музыкальной деятельности в условиях самостоятельного детского музицирования.
Музыкальные игры и танцы имеют большие возможности для самостоятельных действий детей. Часто они включаются в сюжетно-ролевые игры, и порой танец, пение занимают ведущее место.
Среди игр основное место занимают «музыкальные занятия» и «концерты», основанные на опыте, приобретенном детьми, главным образом на занятиях. В процессе игры копируют структуру занятия, поведение и интонации взрослых. В «концерте» дети организуют чередование различных «номеров», исполняемых группой детей – «артистов», для своих товарищей _ «зрителей», с непременным участием «ведущего». Одним из вариантов музыкальной игры можно назвать «оркестр», выбирается дирижер и музыканты, которые исполняют несложную песню, отстукивая ритм на музыкальных инструментах или кубиках. Значительными для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления, дети сочиняют попевки, песенки, придумывают пляски. В других сюжетно-ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-дидактические игры, которые развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. В самостоятельной деятельности часто применяют игру на детских музыкальных инструментах. Они играют на металлофонах, барабанчиках, бубенцах, дудочках и т.п. Музыкальные инструменты дети используют индивидуально, объединяясь по двое-трое, иногда по своей инициативе организуют «оркестр» и выбирают «дирижера». В самостоятельной практике детей может иметь место и слушание музыки. Воспитатель по просьбе детей использует аудиозаписи, СД, и все вместе слушают вокальную, инструментальную музыку в исполнении мастеров искусств. Дети ярко проявляют стремление к самостоятельной музыкальной деятельности, по собственной инициативе применяют свой музыкальный опыт в самых разнообразных видах музыкальной практике. Все это позволяет им осуществлять потребность в самостоятельной музыкальной деятельности в своей повседневной деятельности.
2-3-09
Формы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей многообразны. Индивидуальные самостоятельные упражнения ребенка выступают как закрепление умений и навыков, приобретенных на музыкальных занятиях. Дети повторяют не только знакомые игры, танцы, песни, но и отдельные их элементы. Игра – следующая форма организации самостоятельной деятельности. Это могут быть сюжетно-ролевые игры с эпизодическим самостоятельным применением детьми музыкального репертуара. Чаще всего в таких играх звучит песня. Музыка и литературный текст помогают детям лучше воплотить в игре свои замыслы. Музыкально-дидактические игры привлекают детей возможностью действовать с игрушками и пособиями. Играя в «музыкальное лото», дети различают по тембру разные инструменты, узнают по содержанию картинки или исполненные знакомые песни. Переставляя матрешку по ступенькам «музыкальной лесенки», дети осваивают направление движения мелодии, расположение звуков, разных по высоте, воспроизводят тихое и громкое звучание разных инструментах.

Педагогические условия формирования самостоятельной музыкальной деятельности
Тесные связи устанавливаются между обучением на занятиях и развитием самостоятельной деятельности детей вне их.
Важно, чтобы музыкальные занятия были увлекательными, вызывали желание повторять выученные произведения.

Основная линия поведения воспитателя в руководстве музыкальной самостоятельной деятельности – это его соучастие в ней.
Планируя приемы руководства музицированием, воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести нового в оборудование музыкальной деятельности (инструменты, пособия, самодельные игрушки и т.д.); в каком порядке целесообразно это сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей; какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторенни ли их интересы. К планированию воспитателю необходимо подходить творчески. Нельзя все время ограничиваться формулировкой «учить детей», а учитывая задачи воспитания на данный момент, говорить: «поощрять детей», «содействовать», «стимулировать», «понаблюдать», «возбуждать интерес», «поправить ошибку», «спеть самой», «координировать взаимоотношения детей» м т.д. Это не просто замена одних слов другими, а принципиально отличный подход, характеризующий особенности тактичного соучастия в самостоятельной деятельности детей.
За общую постановку музыкальной самостоятельной деятельности отвечает воспитатель. Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу качественно и ответственно.

Музыкальный руководитель принимает активное участие в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей. Он обеспечивает на занятиях освоение необходимого репертуара, способов музыкальной деятельности, помогает воспитателю повысить качество его пения, танца, игры на инструментах. Совместно продумывается планирование работы, организация зон в помещении группы, где детям можно будет музицировать. Он заходит в группы и наблюдает за детьми. Лишь в совместной работе музыкального руководителя и воспитателя кроется причина успехов детей.

16305799