19 мая
Воскресенье
Мы рады приветствовать всех, кто интересуется жизнью нашего детского сада!

Реализация образовательных областей в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей 4.6-8 лет с РАС

Содержание АООП  включает две составляющих (два направления) коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС и определяет их взаимосвязь и соотношение на этапах дошкольного образования. Это:

1. коррекционная работа по смягчению/ преодолению ключевых симптомов аутизма (качественные нарушения коммуникации и социального взаимодействия, а также ограниченные, стереотипные и повторяющиеся интересы, поведение и виды деятельности);

2. освоение содержания программ в традиционных образовательных областях (социально-коммуникативное развитие, речевое, познавательное, художественно-эстетическое и физическое развитие).

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО СМЯГЧЕНИЮ/ПРЕОДОЛЕНИЮ КЛЮЧЕВЫХ СИМПТОМОВ АУТИЗМА

Направления работы
1

 

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИИ
Развитие квазимотивации к взаимодействию с другими людьми

с помощью системы подкреплений и чёткого структурирования последовательности отдельных операций.

Отработка навыков произвольного подражания.
Формирование и развитие навыка обращения.
Обучение общению в различных жизненных ситуациях.
2 КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Обучение пониманию речи:
Обучение экспрессивной речи:
Развитие навыков альтернативной коммуникации с помощью знаковых систем — обмен картинками  (в случае, когда развитие экспрессивной речи затруднено)
Развитие общей моторики

Совершенствование статической и динамической  координации движений, развитие зрительно-пространственной ориентировки

Развитие мелкой моторики
Развитие артикуляционной моторики и нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата.
Развитие просодической стороны речи
Коррекция произносительной стороны речи
Развитие фонематического слуха
Обогащение активного словаря. Уточнение и расширение   запаса представлений, пассивного словаря, обеспечение перехода.
Развитие элементарных коммуникативных умений и навыков у НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ с использованием специальных методов и приемов (выстраивание визуального ряда и др.). Работа по преодолению артикуляторной апраксии.
3. КОРРЕКЦИЯ ПРОБЛЕМ ПОВЕДЕНИЯ
Формирование целенаправленного поведения
Смягчение общего фона сенсорного, эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов.
Преодоление отрицательных форм поведения: агрессии,  самоагрессии, неадекватных криков, смеха, плача, аффективных вспышек, негативизма, расторможенности влечений, стереотипии
4 КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Формирование способности эмоционального взаимодействия с другими людьми и окружающим миром в целом:
Формирование и развитие появления способности управлять эмоциями, обучение поведенческой этике на эмоциональной основе
5 СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ АДАПТАЦИЯ
Формирование навыков самостоятельности
Обучение навыкам самообслуживания и формирование культурно-гигиенических навыков
Обучение владению телом, развитие общей и мелкой моторики, зрительно-моторной координации
Развитие предметно-манипулятивной  деятельности
6 ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развитие навыков соотнесения и различения предметов через сортировку, выполнение инструкций «Найди такой же», соотнесение предметов и их изображений, заданий по ранжированию и др.
Развитие познавательных процессов (коррекция и развитие мышления, внимания, восприятия, памяти)
7 МЕРОПРИЯТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
Развитие целостного восприятия
Развитие механической памяти
Развитие зрительной и слуховой памяти
Формирование мыслительных операций
Развитие воображения
Развитие эмоционально-волевой сферы

 

СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ТРАДИЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЯХ:

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

Реализация образовательных областей в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей 4.6-8 лет с РАССоциально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Учреждении; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Реализация образовательных областей в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей 4.6-8 лет с РАСПознавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Реализация образовательных областей в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей 4.6-8 лет с РАСРечевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Реализация образовательных областей в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей 4.6-8 лет с РАСХудожественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Реализация образовательных областей в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей 4.6-8 лет с РАСФизическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

 

 

ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА ГРУППА КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАС

Ребенок с третьим уровнем тяжести аутистических расстройств:

1.Понимает обращённую речь на доступном уровне;

2.Владеет элементарной речью (отдельные слова) или обучен альтернативным формам общения;

3.Владеет некоторыми конвенциональными формами общения (вербально / невербально);

4.Выражает желания социально приемлемым способом;

5.Возможны элементарные формы взаимодействия с родителями, другими знакомыми взрослыми и детьми;

6.Выделяет себя на уровне узнавания по фотографии;

7.Выделяет родителей и знакомых взрослых;

8.Различает своих и чужих;

9.Поведение контролируемо в знакомой ситуации (на основе стереотипа поведения);

10.Участвует в групповых физкультурных занятиях и групповых играх с движением под музыку и пением (хороводы и т.п.) под руководством взрослых;

11.Может сличать цвета, основные геометрические формы;

12.Знает некоторые буквы;

13.Владеет простейшими видами графической деятельности (закрашивание, обводка);

14.Различает «большой – маленький», «один – много»;

15.Выполняет физические упражнения по показу (индивидуально и в группе) с использованием простейших гимнастических снарядов;

16.Выполняет упражнения с использованием тренажёров, батута (под контролем взрослых);

17.Умеет одеваться и раздеваться по расписанию (в доступной форме);

18.Пользуется туалетом (с помощью);

19.Владеет навыками приёма пищи.

 

Ребенок со вторым уровнем тяжести аутистических расстройств:

1.Владеет простыми формами речи (двух-трёхсложные предложения, простые вопросы) или (иногда) альтернативными формами общения;

2.Владеет конвенциональными формами общения (вербально / невербально);

3.Может поддерживать элементарный диалог (чаще – формально);

4.Отвечает на вопросы в пределах ситуации общения;

5.Возможно ограниченное взаимодействие с родителями, другими знакомыми взрослыми и детьми;

6.Выделяет себя, родителей, специалистов, которые с ним работают;

7.Различает людей по полу, возрасту;

8.Поведение контролируемо, но без возможностей гибкой адаптации к ситуации;

9.Владеет поведением в учебной ситуации без возможностей гибкой адаптации;

10.Принимает участие в групповых играх с движением под музыку и пением (хороводы и т.п.) под руководством взрослых;

11.Знает основные цвета и геометрические формы;

12.Знает буквы;

13.Может писать по обводке;

14.Различает «выше – ниже», «шире – уже» и т.п.

15.Владеет прямым счётом до 10;

16.Выполняет физические упражнения по показу и инструкции (индивидуально и в группе) с использованием простейших гимнастических снарядов;

17.Выполняет упражнения с использованием тренажёров, батута под контролем взрослых;

18.Имеет на уровне стереотипа представления о здоровом образе жизни и связанными с ним правилами;

19.Владеет основными навыками самообслуживания (одеваться /раздеваться, при приёме пищи, в туалете), может убирать за собой (игрушки, посуду).

 

Ребенок с первым уровнем тяжести аутистических расстройств:

1.Владеет речью (альтернативные формы общения необходимы в очень редких случаях);

2.Инициирует общение (в связи с собственными нуждами);

3.Может поддерживать диалог (часто – формально);

4.Владеет конвенциональными формами общения с обращением;

5.Взаимодействует со взрослыми и сверстниками в обучающей ситуации (ограниченно);

6.Выделяет себя как субъекта (частично);

7.Поведение контролируемо с элементами самоконтроля; требуется поддержка в незнакомой и(или) неожиданной ситуации;

8.Владеет поведением в учебной ситуации;

9.Владеет социально-имитативной и ролевой игрой (в основном, формально);

10.Понимает простые тексты;

11.Складывает и вычитает в пределах 5-10;

12.Сформированы представления о своей семье, Отечестве;

13.Знаком с основными явлениями окружающего мира;

14.Выполняет физические упражнения по показу, инструкции и расписанию (индивидуально и в группе) с использованием простейших гимнастических снарядов;

15.Выполняет упражнения с использованием тренажёров, батута под контролем взрослых;

16.Имеет представления о здоровом образе жизни и связанными с ним правилами;

17.Участвует в некоторых групповых подвижных играх с правилами;

18.Владеет основными навыками самообслуживания (одеваться /раздеваться, при приёме пищи, в туалете), может убирать за собой (игрушки, посуду);

19.Умеет следовать расписанию (в адекватной форме) в учебной деятельности и в быту.