Реализация образовательных областей в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей 4.6-8 лет с РАС
Содержание АООП включает две составляющих (два направления) коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС и определяет их взаимосвязь и соотношение на этапах дошкольного образования. Это:
1. коррекционная работа по смягчению/ преодолению ключевых симптомов аутизма (качественные нарушения коммуникации и социального взаимодействия, а также ограниченные, стереотипные и повторяющиеся интересы, поведение и виды деятельности);
2. освоение содержания программ в традиционных образовательных областях (социально-коммуникативное развитие, речевое, познавательное, художественно-эстетическое и физическое развитие).
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО СМЯГЧЕНИЮ/ПРЕОДОЛЕНИЮ КЛЮЧЕВЫХ СИМПТОМОВ АУТИЗМА
№ | Направления работы |
1
|
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИИ |
Развитие квазимотивации к взаимодействию с другими людьми
с помощью системы подкреплений и чёткого структурирования последовательности отдельных операций. |
|
Отработка навыков произвольного подражания. | |
Формирование и развитие навыка обращения. | |
Обучение общению в различных жизненных ситуациях. | |
2 | КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ |
Обучение пониманию речи: | |
Обучение экспрессивной речи: | |
Развитие навыков альтернативной коммуникации с помощью знаковых систем — обмен картинками (в случае, когда развитие экспрессивной речи затруднено) | |
Развитие общей моторики
Совершенствование статической и динамической координации движений, развитие зрительно-пространственной ориентировки |
|
Развитие мелкой моторики | |
Развитие артикуляционной моторики и нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата. | |
Развитие просодической стороны речи | |
Коррекция произносительной стороны речи | |
Развитие фонематического слуха | |
Обогащение активного словаря. Уточнение и расширение запаса представлений, пассивного словаря, обеспечение перехода. | |
Развитие элементарных коммуникативных умений и навыков у НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ с использованием специальных методов и приемов (выстраивание визуального ряда и др.). Работа по преодолению артикуляторной апраксии. | |
3. | КОРРЕКЦИЯ ПРОБЛЕМ ПОВЕДЕНИЯ |
Формирование целенаправленного поведения | |
Смягчение общего фона сенсорного, эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов. | |
Преодоление отрицательных форм поведения: агрессии, самоагрессии, неадекватных криков, смеха, плача, аффективных вспышек, негативизма, расторможенности влечений, стереотипии | |
4 | КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ |
Формирование способности эмоционального взаимодействия с другими людьми и окружающим миром в целом: | |
Формирование и развитие появления способности управлять эмоциями, обучение поведенческой этике на эмоциональной основе | |
5 | СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ АДАПТАЦИЯ |
Формирование навыков самостоятельности | |
Обучение навыкам самообслуживания и формирование культурно-гигиенических навыков | |
Обучение владению телом, развитие общей и мелкой моторики, зрительно-моторной координации | |
Развитие предметно-манипулятивной деятельности | |
6 | ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Развитие навыков соотнесения и различения предметов через сортировку, выполнение инструкций «Найди такой же», соотнесение предметов и их изображений, заданий по ранжированию и др. | |
Развитие познавательных процессов (коррекция и развитие мышления, внимания, восприятия, памяти) | |
7 | МЕРОПРИЯТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ |
Развитие целостного восприятия | |
Развитие механической памяти | |
Развитие зрительной и слуховой памяти | |
Формирование мыслительных операций | |
Развитие воображения | |
Развитие эмоционально-волевой сферы |
СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ТРАДИЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЯХ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Учреждении; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА ГРУППА КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАС
Ребенок с третьим уровнем тяжести аутистических расстройств:
1.Понимает обращённую речь на доступном уровне;
2.Владеет элементарной речью (отдельные слова) или обучен альтернативным формам общения;
3.Владеет некоторыми конвенциональными формами общения (вербально / невербально);
4.Выражает желания социально приемлемым способом;
5.Возможны элементарные формы взаимодействия с родителями, другими знакомыми взрослыми и детьми;
6.Выделяет себя на уровне узнавания по фотографии;
7.Выделяет родителей и знакомых взрослых;
8.Различает своих и чужих;
9.Поведение контролируемо в знакомой ситуации (на основе стереотипа поведения);
10.Участвует в групповых физкультурных занятиях и групповых играх с движением под музыку и пением (хороводы и т.п.) под руководством взрослых;
11.Может сличать цвета, основные геометрические формы;
12.Знает некоторые буквы;
13.Владеет простейшими видами графической деятельности (закрашивание, обводка);
14.Различает «большой – маленький», «один – много»;
15.Выполняет физические упражнения по показу (индивидуально и в группе) с использованием простейших гимнастических снарядов;
16.Выполняет упражнения с использованием тренажёров, батута (под контролем взрослых);
17.Умеет одеваться и раздеваться по расписанию (в доступной форме);
18.Пользуется туалетом (с помощью);
19.Владеет навыками приёма пищи.
Ребенок со вторым уровнем тяжести аутистических расстройств:
1.Владеет простыми формами речи (двух-трёхсложные предложения, простые вопросы) или (иногда) альтернативными формами общения;
2.Владеет конвенциональными формами общения (вербально / невербально);
3.Может поддерживать элементарный диалог (чаще – формально);
4.Отвечает на вопросы в пределах ситуации общения;
5.Возможно ограниченное взаимодействие с родителями, другими знакомыми взрослыми и детьми;
6.Выделяет себя, родителей, специалистов, которые с ним работают;
7.Различает людей по полу, возрасту;
8.Поведение контролируемо, но без возможностей гибкой адаптации к ситуации;
9.Владеет поведением в учебной ситуации без возможностей гибкой адаптации;
10.Принимает участие в групповых играх с движением под музыку и пением (хороводы и т.п.) под руководством взрослых;
11.Знает основные цвета и геометрические формы;
12.Знает буквы;
13.Может писать по обводке;
14.Различает «выше – ниже», «шире – уже» и т.п.
15.Владеет прямым счётом до 10;
16.Выполняет физические упражнения по показу и инструкции (индивидуально и в группе) с использованием простейших гимнастических снарядов;
17.Выполняет упражнения с использованием тренажёров, батута под контролем взрослых;
18.Имеет на уровне стереотипа представления о здоровом образе жизни и связанными с ним правилами;
19.Владеет основными навыками самообслуживания (одеваться /раздеваться, при приёме пищи, в туалете), может убирать за собой (игрушки, посуду).
Ребенок с первым уровнем тяжести аутистических расстройств:
1.Владеет речью (альтернативные формы общения необходимы в очень редких случаях);
2.Инициирует общение (в связи с собственными нуждами);
3.Может поддерживать диалог (часто – формально);
4.Владеет конвенциональными формами общения с обращением;
5.Взаимодействует со взрослыми и сверстниками в обучающей ситуации (ограниченно);
6.Выделяет себя как субъекта (частично);
7.Поведение контролируемо с элементами самоконтроля; требуется поддержка в незнакомой и(или) неожиданной ситуации;
8.Владеет поведением в учебной ситуации;
9.Владеет социально-имитативной и ролевой игрой (в основном, формально);
10.Понимает простые тексты;
11.Складывает и вычитает в пределах 5-10;
12.Сформированы представления о своей семье, Отечестве;
13.Знаком с основными явлениями окружающего мира;
14.Выполняет физические упражнения по показу, инструкции и расписанию (индивидуально и в группе) с использованием простейших гимнастических снарядов;
15.Выполняет упражнения с использованием тренажёров, батута под контролем взрослых;
16.Имеет представления о здоровом образе жизни и связанными с ним правилами;
17.Участвует в некоторых групповых подвижных играх с правилами;
18.Владеет основными навыками самообслуживания (одеваться /раздеваться, при приёме пищи, в туалете), может убирать за собой (игрушки, посуду);
19.Умеет следовать расписанию (в адекватной форме) в учебной деятельности и в быту.