СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: Как поддержать детскую инициативу или как создать условия для коммуникации
Азбука темы
(формирование предпосылок читательской грамотности, развитие словаря)
Определите с детьми тему недели (например «Продукты питания», Бытовые приборы» и др).
На большой лист формата А3 нанесите разметку, слева напишите буквы алфавита (сверху вниз). Записывайте вместе с детьми все слова, которые подходят к теме этой азбуки. Расположите ее на стене, это поможет научиться детям работать на вертикальной поверхности.
Внимание!!! Не осуждайте ребенка за ошибки, не исправляйте (делайте это корректно, обсудив с ребенком).
Азбука заполняется в течение недели, на одной строчке может быть несколько слов.
Мыслительная карта
(предпосылки функциональной грамотности в зависимости от темы карты)
Поэтому же принципу можно делать карту тематической недели! На поле (лучше формата А3, полуватман, лист обоев) расчертите 3 сектора: «Что я знаю?» «Что я хочу узнать?», «Что я узнал?». Обсудите с детьми эти вопросы и запишите/зарисуйте ответы ребенка. Можно использовать картинки /фотографии по темам, которые ребенок уже изучил или захочет изучить. За год у Вас может накопиться настоящая энциклопедия исследований! В нее же можно заносить результаты исследований или новые полученные факты.
Копилка новых слов
(формирование предпосылок читательской грамотности)
Возьмите за правило делать с детьми карточки подсказки с новыми словами (например, из новой книги). Это позволит детям перерисовывать слова, запоминать буквы и развивать моторику рук.
Внимание!!! Печатайте слова крупным шрифтом, буквы печатные (не прописные), например так: ПЧЕЛА, МИША и т.д.
К слову, можно добавить картинку или символ, которое обозначает это слово; оформите вместе с детьми небольшой стаканчик/красивую коробочку для хранения слов, остальные слова можно разместить в пространстве квартиры.
Комментированные записи
(формирование предпосылок читательской грамотности)
Очень многие дети любят рисовать, особенно рисовать в свободной деятельности. Попробуйте записать рассказ ребенка о своем рисунке: что он нарисовал, что происходит на рисунке. У малышей это будет короткий ответ, но чем чаще вы будете записывать, тем быстрее дети научатся придумывать свои истории и отображать их в рисунках. Таким образом, вы развиваете речь детей, показываете, как важно уметь фиксировать свои мысли, создаете условия для возникновения желания читать и фантазировать. Размещайте такие рисунки с комментариями (истории можно записывать на обратной стороне, на оставленном месте или на прикрепленном к рисунку листочке) на уровне глаз детей.
Эмоциональный экран
(формирование предпосылок социально-коммуникативной грамотности)
Предназначен для развития эмоционального интеллекта дошкольников.
Обсудите вместе с детьми, как будет выглядеть ваш экран, познакомьте их с эмоциями. В младшем возрасте можно предлагать детям готовые варианты (спектр эмоций – грусть, радость, чем старше, тем больше эмоций). Размещать эмоциональный экран лучше на входе в квартиру.
Внимание!!! Нет плохих эмоций! Все эмоции/чувства могут возникать, главное научиться экологично их проживать.
Для этого в квартире должны быть: место для уединения ребенку, тактильные игрушки/сквиши, попиты, сенсорные приятные штучки, которые ребенок может брат в уголок уединения/, «стаканчики-кричалки», подушка-плакушка и т.д.
Фотостенды
(формирование предпосылок социально-коммуникативной грамотности)
Фотографируйте детские постройки, детей во время игры, или творческой деятельности, интересные моменты из жизни семьи, оформите стенд. Это будет мотивировать детей к общению, обсуждению, воспоминаниям, а также замотивирует повторить то, что они увидели на фотографии.
Загадка дня
(формирование предпосылок функциональной грамотности в зависимости от темы)
Загадка дня учит отстаивать свою точку зрения, поддерживать дискуссию.
Используйте вопросы из серии «проблемные ситуации/вопросы». Например: всегда ли нужно слушаться взрослых; что для птиц страшнее голод или холод. Очень хорошо работают в загадках дня ребусы, шифры и лабиринты.
Старайтесь вешать в качестве загадки понятную картинку и несколько вариантов ответа (чем старше, тем больше). Голосуйте всей семьей. Обязательно обсуждайте с детьми результаты голосования.
Алгоритмы и схемы
(формирование предпосылок функциональной грамотности)
Алгоритмы помогаю детям видеть последовательность событий, например: как одеваться на прогулку (с чего начать и т.д), как мыть руки, как чистить зубки, как убирать игрушки и т.д. Такая визуализация помогает развивать самостоятельные навыки у детей. Привлекайте старших дошкольников к составлению и разработке таких алгоритмов. С ребятами можно делать алгоритмы (схему), как убирать свое рабочее место, как складывать одежду и другие.
На сон грядущий
Позволяйте детям почаще делать выбор, например – можно повесить на дверь три ленты с картинками наверху. Картинки – читаем, слушаем, поем. Дети перед сном выбирают – будут ли они слушать аудио сказку, им почитает книгу или споет колыбельную песенку мама. Также можно сделать выбор книги (произведения).
Адвент-календарь
(формирование предпосылок функциональной грамотности в зависимости от темы календаря)
Одним из способов увлечь детей занятиями является адвент-календарь, назовем его «В ожидании чуда».
Создайте для детей проблемную ситуацию, например подготовка к какому-нибудь празднику (а их в календаре много) или детскому дню рождения.
Календарь может быть сделан на месяц, две недели или даже пять дней. Главное, чтоб дети с восторгом ждали момента открытия потайного кармашка. В кармашки можно разместить загадки по теме, творческие задания, чтение тематической книги, разучивание стихотворений по теме и др. Задания можно чередовать с сюрпризом, например, «Поиск сокровищ», «День детских игр» и др.
К созданию такого календаря можно привлечь старших дошкольников, они могут подсказать идеи для некоторых заданий.
Соцопросы
(формирование предпосылок функциональной грамотности в зависимости от темы)
Соцопросы помогают детям почувствовать важность своего «голоса», почувствовать, что их мнение ценят. Дайте детям возможность выбора, например, в виде голосования (выбор игры, музыки, очередности, выбор места для семейной прогулки и др.). Соцопрос поможет увидеть и подсчитать «кто какое хлебобулочное изделие больше любит», «кому какое животное больше нравится» и т.д. Такая форма позволит повысить самооценку ребенка, узнать членов семьи с разных сторон.
Календари
Календари могут быть разными, но у них у всех есть одно очень важное условие – делать их нужно вместе с детьми, учитывая их идеи и замыслы, давая проявить самостоятельность в изготовлении календарей. Например, календарь «как меняются деревья» — выберите с детьми дерево, недалеко от дома, за которым вы будете наблюдать. Фотографируйте его вместе с детьми, примерно на третьей неделе каждого месяца. Распечатайте фото и сделайте календарь в виде ленты, дети смогут наглядно увидеть, как менялось дерево. Если собрать несколько таких календарей за разные года, то можно увидеть особенности каждого года