04 мая
Суббота
Мы рады приветствовать всех, кто интересуется жизнью нашего детского сада!

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: Как поддержать детскую инициативу или как создать условия для коммуникации

 

Азбука темы

(формирование предпосылок читательской грамотности, развитие словаря)

Определите с детьми тему недели (например «Продукты питания», Бытовые приборы» и др).

На большой лист формата А3 нанесите разметку, слева напишите буквы алфавита (сверху вниз). Записывайте вместе с детьми все слова, которые подходят к теме этой азбуки. Расположите ее на стене, это поможет научиться детям работать на вертикальной поверхности.

Внимание!!! Не осуждайте ребенка за ошибки, не исправляйте (делайте это корректно, обсудив с ребенком).

Азбука заполняется в течение недели, на одной строчке может быть несколько слов.

Мыслительная карта

(предпосылки функциональной грамотности в зависимости от темы карты)

Поэтому же принципу можно делать карту тематической недели! На поле (лучше формата А3, полуватман, лист обоев) расчертите 3 сектора: «Что я знаю?» «Что я хочу узнать?», «Что я узнал?». Обсудите с детьми эти вопросы и запишите/зарисуйте ответы ребенка. Можно использовать картинки /фотографии по темам, которые ребенок уже изучил или захочет изучить. За год у Вас может накопиться настоящая энциклопедия исследований! В нее же можно заносить результаты исследований или новые полученные факты.

Копилка новых слов

(формирование предпосылок читательской грамотности)

Возьмите за правило делать с детьми  карточки подсказки с новыми словами (например, из новой книги). Это позволит детям перерисовывать слова, запоминать буквы и развивать моторику рук.

Внимание!!! Печатайте слова крупным шрифтом, буквы печатные (не прописные), например так: ПЧЕЛА, МИША и т.д.

К слову, можно добавить картинку или символ, которое обозначает это слово; оформите вместе с детьми небольшой стаканчик/красивую коробочку для хранения слов, остальные слова можно разместить в пространстве квартиры.

Комментированные записи

(формирование предпосылок читательской грамотности)

Очень многие дети любят рисовать, особенно рисовать в свободной деятельности. Попробуйте записать рассказ ребенка о своем рисунке: что он нарисовал, что происходит на рисунке. У малышей это будет короткий ответ, но чем чаще вы будете записывать, тем быстрее дети научатся придумывать свои истории и отображать их в рисунках. Таким образом, вы развиваете речь детей, показываете, как важно уметь фиксировать свои мысли, создаете условия для возникновения желания читать и фантазировать. Размещайте такие рисунки с комментариями (истории можно записывать на обратной стороне, на оставленном месте или на прикрепленном к рисунку листочке) на уровне глаз детей.

 

Эмоциональный экран

(формирование предпосылок социально-коммуникативной грамотности)

Предназначен для развития эмоционального интеллекта дошкольников.

Обсудите вместе с детьми, как будет выглядеть ваш экран, познакомьте их с эмоциями. В младшем возрасте можно предлагать детям готовые варианты (спектр эмоций – грусть, радость, чем старше, тем больше эмоций). Размещать эмоциональный экран лучше на входе в квартиру.

Внимание!!! Нет плохих эмоций! Все эмоции/чувства могут возникать, главное научиться экологично их проживать.

Для этого в квартире должны быть: место для уединения ребенку, тактильные игрушки/сквиши, попиты, сенсорные приятные штучки, которые ребенок может брат в уголок уединения/, «стаканчики-кричалки», подушка-плакушка и т.д.

Фотостенды

(формирование предпосылок социально-коммуникативной грамотности)

Фотографируйте детские постройки, детей во время игры, или творческой деятельности, интересные моменты из жизни семьи, оформите стенд. Это будет мотивировать детей к общению, обсуждению, воспоминаниям, а также замотивирует повторить то, что они увидели на фотографии.

Загадка дня

(формирование предпосылок функциональной грамотности в зависимости от темы)

Загадка дня учит отстаивать свою точку зрения, поддерживать дискуссию.

Используйте вопросы из серии «проблемные ситуации/вопросы». Например: всегда ли нужно слушаться взрослых; что для птиц страшнее голод или холод. Очень хорошо работают в загадках дня ребусы, шифры и лабиринты.

Старайтесь вешать в качестве загадки понятную картинку и несколько вариантов ответа (чем старше, тем больше). Голосуйте всей семьей. Обязательно обсуждайте с детьми результаты голосования.

Алгоритмы и схемы

(формирование предпосылок функциональной грамотности)

Алгоритмы помогаю детям видеть последовательность событий, например: как одеваться на прогулку (с чего начать и т.д), как мыть руки, как чистить зубки, как убирать игрушки и т.д. Такая визуализация помогает развивать самостоятельные навыки у детей. Привлекайте старших дошкольников к составлению и разработке таких алгоритмов. С ребятами можно делать алгоритмы (схему), как убирать свое рабочее место, как складывать одежду и другие.

 

На сон грядущий

Позволяйте детям почаще делать выбор, например – можно повесить на дверь три ленты с картинками наверху. Картинки – читаем, слушаем, поем. Дети перед сном выбирают – будут ли они слушать аудио сказку, им почитает книгу или споет колыбельную песенку мама. Также можно сделать выбор книги (произведения).

 

Адвент-календарь

(формирование предпосылок функциональной грамотности в зависимости от темы календаря)

Одним из способов увлечь детей занятиями является адвент-календарь, назовем его «В ожидании чуда».

Создайте для детей проблемную ситуацию, например подготовка к какому-нибудь празднику (а их в календаре много) или детскому дню рождения.

Календарь может быть сделан на месяц, две недели или даже пять дней. Главное, чтоб дети с восторгом ждали момента открытия потайного кармашка. В кармашки можно разместить загадки по теме, творческие задания, чтение тематической книги, разучивание стихотворений по теме и др. Задания можно чередовать с сюрпризом, например, «Поиск сокровищ», «День детских игр» и др.

К созданию такого календаря можно привлечь старших дошкольников, они могут подсказать идеи для некоторых заданий.

Соцопросы

(формирование предпосылок функциональной грамотности в зависимости от темы)

Соцопросы помогают детям почувствовать важность своего «голоса», почувствовать, что их мнение ценят. Дайте детям возможность выбора, например, в виде голосования (выбор игры, музыки, очередности, выбор места для семейной прогулки и др.). Соцопрос поможет увидеть и подсчитать «кто какое хлебобулочное изделие больше любит», «кому какое животное больше нравится» и т.д. Такая форма позволит повысить самооценку ребенка, узнать членов семьи с разных сторон.

Календари

Календари могут быть разными, но у них у всех есть одно очень важное условие – делать их нужно вместе с детьми, учитывая их идеи и замыслы, давая проявить самостоятельность в изготовлении календарей. Например, календарь «как меняются деревья» — выберите с детьми дерево, недалеко от дома, за которым вы будете наблюдать. Фотографируйте его вместе с детьми, примерно на третьей неделе каждого месяца. Распечатайте фото и сделайте календарь в виде ленты, дети смогут наглядно увидеть, как менялось дерево. Если собрать несколько таких календарей за разные года, то можно увидеть особенности каждого года